Какие размеры фолликула самые оптимальные при овуляции

Ежемесячно гормоны вызывают в женском организме определенные изменения, и размер фолликула при овуляции является определяющим. С 1–2 дня цикла начинают созревать несколько фолликулов, однако, лишь один достигает нужного диаметра – доминантный, остальные снова уменьшаются в размере – атрезируют.

По диаметру клетки можно определить, на какой стадии развития она находится, и когда начнется процесс овуляции. Это важно при желании женщины зачать ребенка, поскольку успешное время оплодотворения длится всего 2–3 дня, пока яйцеклетка выходит из яичника, проходя путь в направлении матки.

  1. Размер доминантного фолликула перед овуляцией
  2. При каком размере фолликула происходит овуляция
  3. Какой максимальный размер доминантного фолликула может быть при овуляции
  4. Какого размера должен быть фолликул при овуляции для зачатия
  5. Фолликулометрия
  6. Стимуляция роста фолликулов
  7. Что происходит с фолликулом после овуляции
  8. Заключение

Размер доминантного фолликула перед овуляцией

Фолликул – это особый временный компонент яичника, состоящий из развивающейся яйцеклетки (ооцита) и нескольких оболочек, выполняющих эндокринную, защитную и репродуктивную функции. В разный период времени он имеет разный диаметр. Размер фолликула перед овуляцией самый большой, и указывает на наиболее благополучный период для зачатия.

Интересно, что фолликулы формируются еще внутриутробно, начиная с 6-й недели беременности. Их количество составляет около 4 млн. После рождения их количество уменьшается до 1–2 млн, а к подростковому возрасту, когда у девочки наступает половое созревание, количество достигает 270–500 тысяч. Однако всего 300–500 будут способны овулировать на протяжении всей жизни женщины, до наступления менопаузы.

Развитие фолликула происходит в несколько этапов:

  1. Первый этап начинается с момента начала месячных, к 5–7 дню несколько фолликулов (примерно 5–8 штук) вырастают от 2 до 6 мм.
  2. К 10 дню один доминирует в росте, поэтому имеет название «доминантный». Его диаметр составляет 12–15 мм. Другие не превышают 10 мм.
  3. Eжедневно доминантный фолликул увеличивается в размере на 1–2 мм, а остальные в это время редуцируют – уменьшаются.
  4. На 11–14 день он достигает 20–25 мм, и готов к выходу.

Преовуляторный фолликул – это фаза, в которой доминантная клетка достигает максимальных размеров и готова выйти. Еще эта фаза имеет название «Граафов пузырек», поскольку в нем настолько много образуется жидкости, что он начинает выпячивать из яичника. В этом месте и будет прорыв стенки яичника при овуляции.

При каком размере фолликула происходит овуляция

Для женщины, планирующей забеременеть, каждое изменение в ее организме важно. Особенно с нетерпением она ожидает дня овуляции, поскольку именно это время самое благоприятное для зачатия. А определить наступление определенного момента можно по диаметру яйцеклетки, указывающей на ее готовность.

Когда наступает долгожданная овуляция, размер фолликула в диаметре – 20–25 мм. При нормальном развитии в это время происходит разрыв фолликула и выход женской клетки.

Но иногда разрыв не наступает, несмотря на то, что оболочка имеет максимальный размер, и ее диаметр может сохраняться таким на протяжении всего цикла. В данном случае говорят о персистенции – это явление, когда яйцеклетка не покидает яичник, несмотря на ее полное созревание. Это может привести к образованию кисты.

Есть также явление, при котором фолликул достигает своего размера, а перед началом овуляции уменьшается, затем вовсе редуцирует. Такой диагноз называется атрезия.

Определить размер яйцеклетки невозможно никакими способами кроме УЗИ. Любые анализы будут неэффективны, даже забор крови или мочи на количество гормонов. Зато ультразвуковое исследование может точно показать размер и количество сформированных клеток. А также это обследование может выявить патологии, имеющиеся при бесплодии.

Какой максимальный размер доминантного фолликула может быть при овуляции

На сегодня в медицине не установлен точный размер фолликула, который должен быть во время овуляции. Специалисты сферы гинекологии утверждают, что его максимальный диаметр должен составлять не менее 18–25 мм. У каждой женщины свои особенности организма, от которых зависят показатели.

Зафиксированы случаи, когда овуляция наступала при максимальном диаметре клетки 16 мм и 35 мм. Однако, если размер доминантного фолликула больше 25 мм, это уже может говорить о кисте, диаметр которой может доходить до 4 см. В таком случае важно пройти обследование ультразвуком, которое покажет наличие сформированной яйцеклетки, готовой выйти наружу.

При наличии созревшей яйцеклетки овуляция происходит на 12–14 день при 28-дневном цикле, при отсутствии – овуляторный процесс не запустится, несмотря на диаметр оболочки.

Какого размера должен быть фолликул при овуляции для зачатия

При отслеживании периода начала овуляции женщине назначают регулярное обследование для контроля роста и развития яйцеклетки.

При этом учитываются:

При цикле в 28 дней овуляция наступает на 12 или 14 день. До этого времени клетка должна достичь своего максимального диаметра, норма для зачатия которой составляет примерно 20–24 мм.

С этого момента супруги, желающие зачать малыша, должны ежедневно, на протяжении 3–4 дней, совершать половой акт, чтобы не упустить долгожданное благоприятное время. Дело в том, что после выхода женская клетка живет всего до 36 часов. После этого оплодотворение будет невозможно.

Иногда гинеколог предлагает начать совокупляться за 1 день до выхода клетки, на преовуляторной стадии. Так как жизнь сперматозоида в 2 раза дольше, чем у яйцеклетки (примерно 2–3 суток), поэтому шансы не упустить момент возрастают.

Фолликулометрия

Для отслеживания формирования и роста яйцеклетки применяется фолликулометрия. Этот способ основан на ультразвуковом исследовании, поэтому является на сегодня самым точным методом определения даты овуляции.

При помощи фолликулометрии фиксируются размеры эндометрия до начала овуляторного процесса, количество развивающихся яйцеклеток и размер доминантной, если ее уже видно на момент наблюдения. Первое обследование проходит на 8–10 день цикла. Затем каждые 2 дня проходит повторное наблюдение до момента выхода клетки. Если овуляция не происходит, наблюдение продолжается до наступления менструации.

Этот способ помогает точно вычислить наиболее благоприятный момент для зачатия или взятия созревших яйцеклеток для экстракорпорального оплодотворения, а также выявить причины проблем с зачатием.

Стимуляция роста фолликулов

Процесс овуляции – один из главных моментов в жизни женщины, без которого не наступит зачатие. При нарушении этого механизма у большинства наблюдается бесплодие. Однако, если женщина в состоянии выносить малыша, ей предлагают программу ЭКО, при которой проводят искусственную стимуляцию роста женских клеток.

Для этого после полного обследования назначают гормональные препараты, действие которых направлено на развитие и рост яйцеклеток. Такой подход приводит к тому, что одновременно созревают несколько клеток, а не одна-две, как при естественном процессе. Чем больше женских клеток созреет, тем больше шансов на успешное зачатие.

Однако стоит учесть, что при стимуляции могут образоваться пустые фолликулы, в которых яйцеклетка отсутствует. Специалисты установили, что с возрастом таких «пустышек» становится больше.

Фолликулометрия помогает отследить размер созревающих яйцеклеток и их количество. Но выявить пустые при помощи ультразвука невозможно. Это можно сделать только под микроскопом.

Когда фолликул созрел, яйцеклетку изымают и оплодотворяют в лабораторных условиях, затем через 3–5 дней подсаживают будущей матери, где она имплантирует в стенку матки и развивается дальше.

Что происходит с фолликулом после овуляции

После того как яйцеклетка покинула яичник, фолликул закрывает разорванную стенку и уплотняет ее. Внутри скапливаются сгустки крови, которые придают ему красный цвет. Образовавшееся красное тело, при отсутствии оплодотворения яйцеклетки, зарастает соединительной тканью, и становится белым телом. К концу цикла это тело полностью рассасывается.

Если произошло зачатие, красное тело из-за хорионического гормона продолжает расти, образуя желтое тело, ответственное за выработку прогестерона. Этот гормон стимулирует рост эндометрия, куда имплантирует эмбрион, и одновременно предотвращает формирование новых яйцеклеток на период беременности.

Размер желтого тела достигает 3 см, затем рост прекращается и держится на таком уровне до 16 недели, вырабатывая при этом постоянно прогестерон. После 16 недели беременности эту функцию забирает на себя плацента, а желтое тело редуцирует (рассасывается).

Если желтое тело увеличивается до 5–7 см, это говорит о наличии кисты желтого тела. Такое желтое тело обычно самостоятельно рассасывается к концу срока либо после родов, не причиняя никаких проблем. Однако женщину, у которой диагностирована киста желтого тела, наблюдают более тщательно весь период беременности, чтобы не произошло перекручивание ножки кисты или она не лопнула.

Заключение

Если длительное время не получается забеременеть, необходимо сначала определить день овуляции. Часто бывает так, что яйцеклетка созревает раньше или позже предполагаемого времени. Это не позволяет правильно женщине самостоятельно определить срок овуляции. Тогда нужно пройти обследование, после которого врач сопоставит размер яйцеклетки определенному промежутку времени, и поможет точно определить оптимальный день для зачатия.

Что происходит с фолликулом после и перед месячными? Таблица размеров по дням цикла и описание процесса

В течение менструального цикла размер фолликула изменяется изо дня в день, по мере того, как происходит его созревание, он увеличивается, а перед самым началом месячных происходит его разрыв и высвобождение половой клетки. Владеть знаниями об изменении размера фолликула весьма важно, поскольку это позволяет выполнить расчёт периода овуляции. Кроме того, это отличный способ контролировать состояние женской репродуктивной системы.

Что такое фолликул?

Фолликулом является особое образование в яичниках женщины, которое состоит из незрелой яйцеклетки, окружённой несколькими слоями специальных клеток.

Он является основным структурным образованием половых желез женщины, выполняя репродуктивную и эндокринную функции. Закладка происходит ещё до рождения девочки.

Основой для этих образований является оогония — первичная зародышевая половая клетка, мигрирующая в яичник где-то на шестой неделе срока беременности.

После своего формирования примордиальные фолликулы, покрытые кубическим эпителием, переходят в так называемое дремлющее состояние в организме девочки до самого её полового созревания.

Размер по дням цикла

В зависимости от дня цикла размеры фолликула постепенно изменяются в большую сторону. По окончании месячных, под влиянием гипофиза, а также яичниковых активных веществ активизируется развитие эпителиальных коконов (всего в этот период образуется 6 или 7 таковых).

Однако, уже с наступлением восьмого дня с начала развития, определяется доминантный фолликул, генная активность которого, являлась самой высокой, что позволило ему быстрее остальных достичь размеров в 8-10 миллиметров. Остальные эпителиальные коконы прекращают своё развитие, либо подвергаются запланированной клеточной смерти (апоптозу).

Доминантный

После запланированной клеточной смерти (апоптоза) остальных фолликулов организм женщины концентрирует своё внимание на доминантном фолликуле. Рост всех остальных прекращается, что позволяет сэкономить питательные вещества, а также энергию.

День за днём до наступления овуляции доминантный эпителиальный кокон прибавляет в размерах на полтора-два миллиметра.

Именно в этот момент и начинается созревание яйцеклетки, прохождение нескольких её последовательных делений, в процессе чего внутри фолликула концентрируется повышенное количество питательных веществ и формируются необходимые оболочки (всего таких у нормально развивающейся яйцеклетки образуется 3).

В течении 5-7 дня цикла все находящиеся в яичниках фолликулы имеют абсолютно одинаковые размеры, не превышающие в диаметре 2-6 миллиметров.

С наступлением 11-го дня цикла фолликул развивается до величины в 15-16 миллиметров, после чего происходит частичное замедление его роста. Это тот самый период, когда яйцеклетка входит в завершающий этап собственного развития и начинает готовиться к овуляции.

Срок наступления последней зависит от того, насколько активна эндокринная система женщины, а также от состояния здоровья женского организма. Если нет каких бы то ни было нарушений или патологий, овуляция яйцеклетки наступает не позже 15-18 дня.

При наступлении 15 дня (возможны сдвиги в два, три дня) фолликул вырастает до максимального размера — 22-24 миллиметра, что является критической точкой его роста, то есть, дальше расти он не может. При достижении таких размеров происходит разрыв эпителиального кокона и выход половой клетки наружу — непосредственно в брюшную полость с последующим переходом в маточную трубу.

Непосредственно в течение данного периода, длящегося всего-навсего от 36 до 50 часов, наиболее вероятна возможность оплодотворения.

Если во время овуляторной фазы выполнять наблюдение за развитием фолликулярной ткани, то возможно увидеть резкое увеличение эпителиального кокона, выброс яйцеклетки, а затем уменьшение. В итоге на его месте остаётся лишь жёлтое тело, являющееся остатком этого самого кокона.

Таблица роста

Для наиболее ясной визуализации процесса развития далее приводим таблицу его роста. Данные в ней рассчитаны для женщин 29-32-летнего возраста, не использующих контрацептивные средства орального применения, у которых менструальный цикл является строго регулярным и длится положенные 28 дней.

День циклаРазмер фолликулов и их количество
1-4Несколько фолликулов, диаметр каждого из которых не превышает 4 миллиметра.
5Несколько фолликулов развиваются равномерно (допустима атрезия некоторых из них). Размер — 5-6 миллиметров.
7Происходит определение одного доминантного фолликула, размер которого достигает 8-9 миллиметров. Остальные начинают редуцироваться.
8Здесь и далее указываются размеры только оставшегося доминантного фолликула. Он уже вырос до 12 миллиметров.
914 миллиметров
1016 миллиметров
1118 миллиметров
1220 миллиметров
1322 миллиметра
1424 миллиметра. Происходит овуляция.

Почему не происходит развитие?

Причинами неправильного развития или же вовсе прекращения роста могут являться многие факторы. Рассмотрим наиболее актуальные из них:

  1. Гипоталамус или гипофиз работают неправильно.
  2. Инфекции либо воспаления половых органов женщины.
  3. Массовый индекс тела меньше чем 17,5.
  4. Наличие кист в яичниках.
  5. Недоразвитость либо патология яичников.
  6. Онкология.
  7. Раннее наступление климакса.
  8. Стрессы.

Поиск причин следует начинать в нарушениях гормонального фона в женском организме. Чаще всего именно эта патология является основным фактором, останавливающим рост фолликула в яичнике.

При дисфункции гипофиза, либо опухолях, в женском организме начинает наблюдаться дефицит гормона ФСГ, нарушение регуляции выделения щитовидной железой и яичниками активных веществ.

Также ингибирование развития фолликула может наблюдаться при плохой работе либо недоразвитости яичников.

Что происходит перед месячными?

Перед началом месячных происходит последовательное преобразование фолликулов примордиального порядка в таковые преантрального, антрального и преовуляторного порядка. Данный процесс носит название фолликулогенез.

В норме фолликулогенез завершает овуляцией — выходом созревшей и полностью готовой для оплодотворения яйцеклетки. Там, где находился фолликул, происходит образование эндокринно активного жёлтого тела.

Непосредственно перед началом месячных происходит разрыв доминантного фолликула с высвобождением половозрелой яйцеклетки, готовой к овуляции. Здоровая женщина может даже и не ощутить симптомов разрыва фолликула.

Начало фолликулогенезу даёт ФСГ, ещё в поздней стадии лютеиновой фазы. Завершается данный процесс на пике выделения гонадотропинов.

За один день перед началом менструации в организме снова происходит повышение уровня ФСГ, что и запускает процесс по новой. Фолликулярная фаза при отсутствии каких-либо нарушений либо патологий длится в течение 14 дней.

После месячных

Чаще всего, месячные наступают на 15-17 день после начала фолликулогенеза. После того, как доминантный фолликул завершил своё развитие, он, как уже описано выше, лопается, высвобождая готовую к оплодотворению яйцеклетку.

Она уходит в матку и маточные трубы для встречи со сперматозоидами, а на месте разорвавшегося доминантного фолликула образуется жёлтое тело.

Что касается последнего, то это новообразование является очень важным транзиторным гормонально-активным телом, функционирующим на протяжении 14 дней после своего появления.

Именно оно является основным источником андрогенов, прогестерона и эстрадиола. Далее всё зависит от того, наступит ли оплодотворение яйцеклетки или нет. Если оплодотворение не наступило, то жёлтое тело постепенно деградирует и выводится наружу вместе с остальными выделениями и не оплодотворённой клеткой.

В случае же оплодотворения жёлтое тело временно обеспечивает достаточный уровень необходимых гормонов для благополучного развития беременности.

Особенности фолликулярной фазы

Фолликулярная фаза наступает каждый раз при начале месячного цикла. Основным гормоном на данный период становится ФСГ, отвечающий за стимулирование фолликулов, а также обеспечивающий пуск и поддержание процесса формирования элементов яичников.

Продолжительность фолликулярной фазы способна варьироваться между 7 и 22 днями. Кроме активного развития фолликулов данная фаза характеризуется ещё и отделением и выводом отмершего эндометрия матки.

Коротко охарактеризовать фолликулярную фазу можно тремя процессами:

Что представляет собой менструальный цикл

Менструальным циклом называют период между регулярными процессами отслоения и вывода из организма отработанного слоя эндометрия матки.

Рассчитывать менструальный цикл необходимо с включением первого дня менструации и заканчивая первым днём последующей.

Что должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В 12 месяцев, или годик, ребенок – уже довольно сформировавшаяся личность, которая умеет на удивление много. Говорит некоторые слова, радуется знакомым, боится незнакомых, уверенно стоит и даже ходит. У ребенка в 12 месяцев отношение к окружающему миру меняется коренным образом. Он уже делится игрушками, балуется и смеется.

Что умеет ребенок в 12 месяцев?

Ребенок может делиться с мамой и папой конфетой, смеяться, если его что-то смешит, и улыбаться, если он чем-то доволен. Во время игры ребенок может веселиться и вовлекать в нее всех домашних. Ребенок начинает «обезьянничать», то есть повторять за взрослыми их слова, поступки, мимику, жесты. Это значит, что его мозг анализирует окружающее, причем делает это очень активно.

Физические данные ребенка в 12 месяцев

В годик ребенок весит от 9800 до 10,5 кг. Растет он тоже очень хорошо: его вес достигает 76 см. Это примерные данные, которые нужно брать на вооружение только как ориентировочные цифры. Сон ребенка в 12 месяцев тоже меняется. Если раньше его дневные дозы сна были довольно частыми и продолжительными, то теперь ребенок спит всего 2 раза в день, а не 6, как раньше. Его сон длится от одного до полутора часов. Этот график стоит продолжать – во время сна малыш растет.

Книжки и игрушки ребенка в 12 месяцев

С малышом в этом возрасте можно уже активно заниматься. Можно читать ему книжки, сказки, стишки, петь ему песенки. Книжки должны быть большими и красивыми, картинки должны быть яркими и хорошо просматриваться. Содержание того, что читает папа или мама, должно быть понятным для ребенка, но интересным. Ребенок не сразу понимает, что это книга, которую нужно читать. Он рассматривает ее и играет с ней как с игрушкой. Потом ребенок поймет, что книга – это источник интересных стихов и сказок, и будет ждать от мамы их чтения.

Сегодня есть масса ярких и красивых книжек-раскрасок, книжек с раскладными страничками, где можно запросто увидеть голову волка или яркую шубку рыжей лисицы. Такие книжки нужно покупать ребенку, чтобы он мог развиваться. Другой возможностью развивать ребенка будут яркие кубики. Из них можно что-то строить, и на них нарисованы разные буквы. Это отлично для ребенка 1-го годика. Это – возможность для дальнейшего обучения чтению.

Как развивать речь ребенка?

Когда вы идете куда-нибудь с ребенком, показывайте ему разные предметы и явления и рассказывайте о них. Вы можете рассказывать что-то малышу во время прогулки в парке, во время похода в супермаркет, во время похода в гости. Ребенку будет очень интересно и это станет большой познавательной радостью для него.

Пойте ребенку песенки, и он вскоре будет подпевать вам. Это поможет развиться музыкальному слуху ребенку.

Ребенок в 1 годик очень любит общаться. Он уже может понимать слово «нет», слово «нельзя», слово «да». Запас слов маленького ребенка в 12 месяцев – до 8-и, а то и 10-и. Это самые простые слова с открытыми слогами, такие как «мама», «папа», «дада», «ляля» и так далее.

Ребенок в 1 годик уже достаточно развит, чтобы узнавать на картинке предметы и показывать на них пальчиком. Ребенок может уже узнавать и людей и радоваться или огорчаться, когда они заходят в квартиру. Тем, кто нравится ребенку, он дает поиграть своими игрушками, а того, кто не нравится, сторонится.

Ребенку в 12 месяцев нравится быть в компании со взрослыми людьми. Он моментально оказывается там, где за столом или у телевизора сидит компания взрослых.

Как двигается ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев может переносить игрушки, заниматься чем-нибудь интересным, например, подражать брату или сестре, играть с ними. Ребенок в 12 месяцев может делать гимнастику, прыгать, кувыркаться, ползать, стоять вниз головой. Ребенок в 12 месяцев очень любит прятаться. Он может залезать под кровать или прятаться в игрушках. Он с удовольствием играет с мячом, бросая его взрослым или просто катая мяч по квартире.

Так же увлеченно ребенок в 12 месяцев играет с игрушками.

Как кушает ребенок в 12 месяцев?

Ребенок в 12 месяцев уже может уверенно держать ложку и даже есть из нее самостоятельно. Он может перекладывать ложку из одной ручки в другую, и кулак его при этом тверд. Чашку он тоже держит хорошо и даже может пить из нее. Этой чашкой он может брать воду из емкости, где ее много, например, из кастрюли, ведра или целой ванны. Кроме того, ребенок очень любит играть с водой. Если он еще и любит купаться, это очень хорошо. Значит, вы привили ему полезные привычки.

Молочные зубы ребенка в 12 месяцев

У ребенка этого возраста уже есть несколько молочных зубов. Этими зубами ребенок уже может что-то жевать. Но не стоит давать ему твердую пищу. Ребенок в 12 месяцев с удовольствием жует паровые котлетки, кашу, молочные или творожные запеканки. Кефир или йогурт с кусочками фруктов или ягод ребенок тоже пьет с удовольствием. Правда, все эти продукты нужно давать ребенку не сразу, а постепенно, и следить за тем, чтобы он мог нормально их съесть и не подавиться.

Кормить малыша лучше через каждые 3-4 часа понемножку. Еда должна быть свежей, чтобы у малыша не разболелся животик.

[1]

Безопасность ребенка в 12 месяцев

Чтобы малыш мог чувствовать себя в безопасности, ему много не надо. Инстинкт самосохранения у такого ребенка почти отсутсвует, а вот любопытства хоть отбавляй. Поэтому ребенок может залезать на самые опасные поверхности, хватать игрушки, упасть в ванну с водой, упасть со стульчика, просто упасть. Правда, когда малыш оказывается на высоте, он начинает бояться и громко реветь, сзывая взрослых. У него проявляются первые росточки страха перед опасностью. Это значит, что мозг ребенка активно развивается.

[2], [3], [4], [5]

Слух и зрение ребенка в 12 месяцев

Ребенок в этом возрасте – великий исследователь и экспериментатор. Ему интересно изучать новые звуки и мелодии. Для этого он может кричать, визжать, пищать, бормотать, разговаривать о чем-то своем и пытаться петь. Это не для того, чтобы насолить взрослым, а для того, чтобы услышать, какой звук получится, если ребенок крикнет или запищит.

Иногда он использует этот интересный прием по утрам, чтобы на него обратили внимание. Тогда мама и папа немедленно просыпаются – как не проснуться от веселого детского визга. Эти эксперименты ребенок может проводить часто и подолгу, шокируя окружающих.

Как закалять ребенка в 12 месяцев?

Ребенку в 12 месяцев очень нравится чувствовать ножками разную поверхность. На ножках находится много рефлексогенных зон, которые стимулируют все системы организма. В том числе и иммунную – ребенок будет меньше болеть. Поводите ребенка за ручку по песку (только не по горячему), деревянному полу, зеленой траве, пушистому ковру. Ребенку нравится экспериментировать с разными поверхностями, а также их температурой. И это для него очень полезно.

Обливайте ребенка водой – сначала теплой, а затем понижайте температуру воды на 1-2 градуса. Если обливать сначала затруднительно и вы боитесь, что малыш простудится, можно начать с растираний.

Как играть с ребенком в 12 месяцев?

Играть с малышом можно не только игрушками, но и бытовыми предметами. Для ребенка в этом возрасте любое действие – игра. Поэтому его порадует, если вы покажете ему, что можно наливать ложкой воду в чашку, растворять сахар в воде, помешивая его ложечкой, вылепливать из теста разные фигурки, квадратики, колобочки, овалы. Для ребенка этот процесс очень занимательный и он будет заниматься им бесконечно, не скучая и не плача.

Можно рассыпать по доске муку и порисовать в ней пальчиками. Это очень хорошо развивает мелкую моторику рук ребенка, которая пока что не развита. И то, что ребенок испачкается мукой, не беда – зато сколько радости он получит! А с ним и мама, и папа.

Первый кризис ребенка в 12 месяцев

Как видите, первый кризис ребенка наступает не в подростковом возрасте, а возрасте всего одного годика. У ребенка уже может формироваться своя личная позиция – что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень. Ребенок в 1 годик уже начинает осознавать собственное «Я». От этого меняется его поведение – оно может быть упрямым и нелогичным. Например, ребенок может согласиться что-то делать (например, гулять), а потом резко отказаться, передумать. У ребенка могут начаться бои со сном, он может иногда капризничать без видимых на то причин.

Врачи-психологи говорят, что ребенку в этом возрасте можно позволять кричать и топать ногами, если он чего-то очень хочет. В другом возрасте – нет, а в этом – пожалуйста. Так малыш отстаивает свою жизненную позицию. Это отголоски того времени, когда плач был единственным способом ребенка сказать или показать что-то родителям, когда речи еще не было. Ее и сейчас почти нет, но совсем скоро ребенок заговорит и такая роскошь, как плач, будет для него все более недоступной.

Во время истерики ребенка нельзя бить или кричать на него. Если малыш плачет, значит, с ним что-то действительно не то, у малыша настоящее горе. Нужно взять его на руки, успокоить, покачать, поцеловать. Очень быстро все проблемы малыша пройдут. Физиологические особенности ребенка в 12 месяцев таковы, что, раз уж он начал громко реветь, то сам успокоится еще нескоро, поскольку у него все еще может проявляться гипертонус мышц. Чтобы расслабить их, нужно снять стресс у ребенка, погладив его и устранив таким образом мышечные зажимы.

Ребенок в 12 месяцев уже показывает свой характер. Это хорошо, потому что он растет человеком с позицией. А задача взрослых – понять его и помочь.

Развитие ребенка в 1 год

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для крохи и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого ребенка

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Может приседать или садиться без опоры.
  5. Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психологическом развитии

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

Тест на развитие детей в 12 месяцев

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Видео: Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев

Режим: сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь ребенку развиваться

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

Видео: 1 год, развитие, режим, общий стол

Развитие и воспитание детей

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

11 месяц

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

AnnaMama

Игры с детьми 12-15 месяцев.

12-15 месяцев: развитие и игры.

?К 15 месяцам расширяется словарный запас ребенка (до 10-30 слов), ребенок хорошо и долго ходит не присаживаясь, наклоняется, может пятиться назад, поворачивается, может самостоятельно есть густую пищу, начинает повторять ранее видимые действия в игре и различает предметы по величине с разницей в 3 см.
?Исходя из вышеописанного, кратко напишу об играх, в которые можно играть с ребенком от года до 1г3месяцев. Ранее я писала об играх с ребенком до года; все те игры остаются, конечно, в силе.

?Все игры и занятия с детьми в этом возрасте можно разделить на несколько групп: развитие речи?, мелкой моторики и логики?, ролевые игры. крупной моторики ?, музыкальных способностей? и творчества?.

1⃣Развитие речи ?:

✅учить звуки животных, которые ребенок может увидеть и которые легко произнести (корова-мууу, гуси-гага, собака-афаф, лягушка-ква-ква, курица-коко, мышка-пипи, кошка-мяуу, сова-у-у)

✅введение самых простых слов в быт: ам-ам; кака; бах; пока; куп-куп; кач-кач; пипи; бобо и тд. Это не должно быть сюсюкание не искажение слов, а упрощение, то есть звуки-аналоги к самым частым действиям. Это позволяет ребенку начать коммуницировать с родителем до того, как он сможет произнести полноценные слова. Это не замедлит развитие правильной речи, зато ускорит коммуниционные навыки.

✅показывать части тела (на ребенке; на куклах/животных; на родителях)

✅произносить действия (поднимай ручки; отнеси папе; садись, и тд)

✅игры в прятки с произнесением «куку»

2⃣ Развитие мелкой моторики и логики:

✅засовывание крупных предметов в отверстие (мячикифломастеры в трубочкитубус)

✅простые сортеры по форме: засовывание 2-3 разных предмета (кубикшарикфломастер) в самодельные коробочки с отверстиями и прорезями (предмет должен проникать обязательно с усилием)

✅тренировка пинцетного захвата (втыкать зубочистки в пластилин; палочки в отверстие)

✅ стаканчики (разбирание и собирание; разрушение),

✅пирамидка (нанизывание без сортировки)

✅сортировка по 2-3 самым простым цветам

✅перекладывание предметов рукамиложкойковшом из одной емкости в другую

✅песок и кинетический песок: прятать в песок игрушки, класть лопаточкой в ведерко

✅сенсорные коробки под присмотром родителей (манка, крупы, фасоль, макароны, кинетический песок; пересыпание/складывание в ведерко)

✅подбор 2-3 разных простых крышек к баночкам

✅сопоставление разных крышек

✅рвать салфетку, бумажку

✅большой лабиринт (как в Икеа продается)

✅молоточек стучит по шарикам (тоже как икеевский)

3⃣ Ролевые игры (разумеется, приведены примеры игр; конечно же, допускается и игра девочек в машинки, и игра мальчиков в куклы):

?Девочки: куклы, животные, чаепития, приготовление пищи, укладывание спать, катание в коляске, одевание, расчесывания и тд

?Мальчики: катание машинок, копание экскаватором, игры в животных, поезда и тд

4⃣Крупная моторика

✅прыгание и бег (с поддержкой)

✅самостоятельное катание с горки

✅залезание по вертикальной лестнице (с поддержкой и со страховкой)

✅обучение хождения по лестнице за ручку с постановкой одной ноги на одну ступеньку

✅хождение по различным сенсорным дорожкам

5⃣Творчество и музыкальное развитие

✅пальчиков краски или рисование крупными кистями (гуашь)

✅соленое тесто или пластилин: раскапывать спрятанный предмет, втыкать пальчик в шарик из пластилина

✅толстые (смывающиеся) фломастеры

✅предлагать музыкальные инструменты (колокольчик, ксилофин, бубен, марокасы) и ставить песенки слушать; танцевать с ребенком используя самые простые понятные ребенку движения (топать ногами, ручки на бока, кивать головой, подпрыгивать (лично я рекомендую песенки Железновых)

✅книжки с картонными страничками и четкими рисунками; с окошками или сенсорные книжки (без сюжета)

?Игрушек должно быть не много. Разные игрушки должны быть выставлены в зоне доступа детей, но без нагромождения. Остальные игрушки-убраны. Недели через 2 вынимается и выставляется новая порция забытых игрушек, а старые убираются на 2-3 недели.

?Также можно попробовать предложить ребенку любые пособия для 1-2 лет (Школа семи гномов, и т.д)

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.

  1. 15-18 месяцев: игры и навыки ребенка.
  2. Эмоции и общение. 6-12 месяцев.
  3. Игры с детьми до года.

© 2016 AnnaMama | Ценный опыт по выращиванию маленьких деток

Приведенный ниже текст ориентирован исключительно на посетителей сайта.
Любое копирование текста статей или их фрагментов недопустимо без письменного согласия автора.

Развитие ребенка в 12 месяцев: что должен уметь делать ребенок

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Особое внимание в одиннадцать месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Читайте также:  Чистка сосудов народными средствами: эффективность трав и продуктов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *