Синдром Веста у детей: причины, симптомы, возможно ли вылечить, прогноз

Синдром Веста проявляется спастическими сокращениями отдельных групп мышц у маленьких детей. Заболевание впервые проявляется в первые 12 месяцев жизни малыша, однако может дать о себе знать и в более позднем возрасте, до четырех лет. Этот эпилептический синдром относят к младенческим невоспалительным заболевания головного мозга.

Что такое синдром Веста

Синдром Веста может являться следствием аномалий строения головного мозга: септальной дисплазии, гемимегалоэнцефалии

Синдром Веста также называется инфантильными спазмами, так как проявляется исключительно у маленьких детей. При синдроме Веста у детей обнаруживается патологический очаг в головном мозге, из-за чего болезнь относится к группе эпилептических энцефалопатий.

По статистике, эта патология диагностируется в 2% случаев зафиксированной эпилепсии в детском возрасте. У мальчиков болезнь встречается немного чаще, чем у девочек.

По МКБ-10 болезнь обозначается кодом G40.4 – другие виды эпилептических синдромов. В более чем 90% случаев болезнь впервые проявляется в первый год жизни, в среднем на 8 месяце жизни. Очень редко нарушение может возникнуть в первые два месяца жизни, также зафиксированы случаи первичного проявления инфантильных спазмов у детей 2-3 лет. С возрастом болезнь может полностью пройти (как правило, после 3-4 лет) либо перейти в другую форму эпилепсии.

Причины развития

Причины синдрома Веста разнообразны – от внутриутробной гипоксии до генетической предрасположенности. Как правило, это симптоматическое нарушение, возникающее на фоне перенесенных заболеваний или внутриутробного инфицирования. Среди причин выделяют:

Несмотря на то что инфантильные спазмы считаются вторичным симптомом перечисленных выше заболеваний и состояний, достаточно часто выявить причину развития болезни не представляется возможным. В таких случаях в истории болезни может быть написано “идиопатический синдром”. Иногда ребенок с рождения входит в группу риска развития синдрома Веста из-за родовых травм или асфиксии. В таких случаях симптомы инфантильных спазмов могут отсутствовать, но на ЭЭГ присутствуют характерные эпилептические очаги. Таких пациентов относят к первой группе риска. Им необходимо регулярно проходить обследования, но лечение не назначается.

Симптомы заболевания

Основу симптоматики составляют серийные мышечные спазмы и нарушение психомоторного развития, интервал между следующими друг за другом спазмами длится не менее 1 минуты

Для симптоматического синдрома Веста характерны следующие признаки:

Задержка психомоторного развития характеризуется нарушением восприятия, внимания и памяти. При этом присутствуют специфические психические симптомы, однако отставание умственного развития выражено в легкой форме либо вовсе отсутствует. Задержка психомоторного развития является одним из первичных симптомов, который позволяет предположить наличие синдрома Веста у ребенка. В то же время примерно в 30% случаев инфантильные спазмы появляются у здоровых детей, без видимых нарушений в развитии.

Признак синдрома Веста – это мышечные спазмы. Они кратковременны, симметричны. Приступ начинается внезапно и также внезапно проходит. Они происходят сериями, по несколько проявлений в течение определенного времени. Причем между приступами проходит около 1-2 минут. Первый приступ серии спазмов самый легкий, последний – самый тяжелый. Симптомы заболевания проявляются либо в момент, когда ребенок засыпает, либо же сразу после пробуждения.

Спазмы редко связаны с внешними факторами, однако их потенциально может спровоцировать громкий свет или звук – триггеры, типичные для начала приступа эпилепсии.

Как правило, при синдроме Веста сокращаются мышцы только одной группы – сгибательные и разгибательные. Смешанные и генерализованные спастические припадки наблюдаются крайне редко.

Симптомы синдрома Веста также проявляются безсудорожными припадками. В такие моменты нарушается двигательная активность, но сокращения мышц не происходит.

Асимметричные сокращения мышц не характерны для синдрома Веста, но могут проявляться отклонением шеи в одну сторону.

Возможные осложнения

При синдроме Веста лечение медикаментами не всегда эффективно. Несмотря на то что возможно полное излечение, таких случаев зафиксировано очень мало. Наиболее вероятное осложнение синдрома Веста – это переход заболевания в эпилепсию в более старшем возрасте.

Последствия синдрома Веста могут быть плачевными для младенцев, если приступ произошел спонтанно. Это чревато нарушением дыхания, асфиксией, гипоксией. Если заболевание обусловлено аномалиями строения головного мозга или дегенеративными изменениями его ткани, прогноз неблагоприятен. Примерно в четверти случаев инфантильных спазмов при тяжелых поражениях мозга болезнь заканчивается летальным исходом.

Прогноз условно неблагоприятный, так как шанс полного излечения небольшой. Синдром Веста, впервые проявившийся у детей в возрасте до года, провоцирует задержку психомоторного развития. На фоне такого отклонения возможны поведенческие нарушения, ухудшение когнитивных функций мозга, развитие детского церебрального паралича вследствие сильных спазмов. Подавляющее большинство детей с таким диагнозом испытывают трудности с обучаемостью, усидчивостью, способностью к концентрации внимания. При этом непосредственно ухудшение умственных способностей у изначально здоровых детей (без врожденных патологий мозга и ЦНС) не наблюдается.

Диагностика

С помощью энцефалографии заболевание хорошо проявляется и диагностируется

Для лечения синдрома Веста в Германии и других странах необходимо сначала точно установить диагноз. В целом это не вызывает трудностей, так как диагноз ставится на основании наличия признаков:

Проблема с диагностикой может наблюдаться только в том случае, когда первые спазмы проявились в старшем возрасте. При этом важно дифференцировать синдром Веста с эпилепсией.

На энцефалографии изменения достаточно хорошо проявляются. Для синдрома Веста характерна нерегулярная амплитуда биологических кривых, отсутствие синхронизации основных кривых и низкая эффективность световых стимуляций.

Для постановки диагноза необходимо обратиться к детскому неврологу или эпилептологу. Дополнительно может быть назначена компьютерная томография головного мозга, позволяющая выявить диффузные и очаговые изменения.

Принцип лечения

Принципы лечения синдрома Веста отличаются в разных клиниках, но в целом подход немецкой и российской медицины одинаков, поэтому инфантильные спазмы часто лечат в клиниках Германии. В первую очередь это обусловлено диагностическими возможностями крупных европейских клиник.

Прогноз будет зависеть от того, как пациент реагирует на терапию. В подавляющем большинстве случаев практикуется консервативное лечение.

Медикаментозная терапия

Для профилактики дефицита витамина В6 назначают уколы Пиридоксина

Основные препараты в терапии синдрома Веста:

При синдроме Веста применяют одновременную терапию АКТГ (адренокортикотропный гормон) и преднизолоном. Такое лечение показало высокую эффективность, однако длительная гормональная терапия может негативно сказаться на росте и физическом развитии ребенка, вследствие чего важно правильно составить схему лечения и подобрать дозировки. Это может сделать только опытный невролог.

Противосудорожные лекарства являются важной частью симптоматической терапии. При синдроме Веста используют те же препараты, что и при эпилепсии у детей. Применяется Клоназепам, Топирамат, Эпилим. Дозировки подбираются в индивидуальном порядке.

Важную роль в терапии играют витамины группы В. Они необходимы для регуляции нервной деятельности. Обычно назначают уколы Пиридоксина.

Синдром Веста также лечится с помощью ЛФК и массажа. Эти методы помогают уменьшить выраженность приступов, но применяются только совместно с консервативной терапией.

Хирургия

При наличии органического поражения головного мозга, например, опухолевого новообразования, проводится хирургическое вмешательство. Оно сопряжено с рисками, как и любые вмешательства в работу головного мозга, однако в некоторых случаях является единственным способом справиться с болезнью. Операция проводится при доброкачественных опухолях или склеротических изменениях в тканях головного мозга (болезнь Бурневилля).

Гомеопатия

Гомеопатия при синдроме Веста не рекомендована, используя ее вы подвергаете жизнь своего ребенка опасности

Многие предпочитают гомеопатию для лечения детских заболеваний, однако синдром Веста необходимо лечить консервативными методами. Эффективность гомеопатии недостаточна, более того, нельзя быть точно уверенным в содержимом таких препаратов. На сегодняшний день не существует ни одного подтвержденного случая излечения или улучшения самочувствия ребенка с синдромом Веста при приеме гомеопатических средств. Не нужно заниматься самолечением.

Стоимость лечения в европейских клиниках и Германии

Десятидневное пребывание в стационаре немецкой клиники и лечение синдрома Веста обойдется в среднем в 5 тысяч евро. Двухнедельный стационар в Израиле и Германии стоит примерно одинаково – около 7 тыс. евро. Точная стоимость лечения зависит от ценовой политики клиники и может варьироваться от 5 до 15 тыс. евро.

Прогноз

Возможно ли излечение синдрома Веста – такой вопрос задают врачам родители детей, столкнувшихся с этим заболеванием. Теоретически синдром Веста действительно может пройти к 3-4 годам, однако примерно в 60% случаев болезнь переходит в эпилепсию.

Синдром Веста

Описание синдрома Веста

Синдром Веста относится к группе неврологических патологий, для которых характерна неконтролируемая двигательная активность в отдельных группах мышц. На фоне недоразвития нейропсихической сферы происходит спазмирование отдельных или обширных участков мускулатуры. Первые признаки болезни проявляются в раннем детском возрасте (до четырех лет). Наибольший процент случаев фиксируется на первом году жизни младенца в виде отдельных симптомов, реже в генерализованной форме.

Свое название синдром получил по имени доктора, ребенок которого страдал указанной формой эпилептического поражения. До момента внедрения в клиническую практику компьютерного и магнитно-резонансного сканирования, было принято считать, что синдром относится к генерализованной эпилепсии. После получения первых визуальных подтверждений поражения отдельных очагов мозгового вещества, экспертами было принято решение о выделении патологии в дифференцированную категорию (с 1964 года).

Эписиндром Веста составляет около двух процентов от всех форм детской эпилепсии. Аномалия проявляется в 2-5 случаях на каждые десять тысяч детей. Младенцы мужского пола заболевают на 10% чаще, чем девочки. Подавляющее большинство случаев проявляется уже на 4-6 месяц после рождения. Обычно, к трехлетнему возрасту неконтролируемые спазмы проходят самостоятельно. Имеют место случаи трансформации аномалии Веста в иные формы эпилептического поражения.

Причины заболевания

Первопричинами выступают как явные патогенные воздействия на внутриутробное развитие плода, так и криптогенные (необъяснимые), моло очевидные. К симптоматическим факторам можно отнести:

В результате воздействия различных факторов происходит снижение функциональности нейронов, вырабатывающих серотонин. Ряд специалистов доказывают, что нарушается связь головного мозга с железистыми структурами надпочечников, происходит пониженная выработка миелина. Гормональный дисбаланс приводит к систематическому спазмированию отделов мускулатуры.

Снижение симптоматики и полное ее исчезновение к 3-4 годовалому возрасту связывают с периодом относительного созревания мозга, уменьшением степени его возбудимости, ростом концентрации миелина в крови. При недостаточной компенсации указанных процессов может произойти трансформация младенческого синдрома Веста в иные формы эпилепсии.

Признаки патологии

Главными признаками развития неврологической недостаточности является систематическое спазмирование мышц, нарушенная психомоторика у ребенка. В большинстве случаев мускульные спазмы проявляются во вторую очередь после первичного диагностирования задержки психомоторного развития. Младенец не всегда проявляет рефлекс хватания, не может зафиксировать взгляд на движущемся предмете.

Далее появляются кратковременные, симметричные, серийные (с интервалом не более минуты) спазмы отдельных мышечных групп. Количество приступов может насчитывать от нескольких единиц, до нескольких сотен. Максимальная предрасположенность к возникновению приступа возникает как в период расслабленности (например, перед засыпанием), так и в период начала дневной активности (сразу после просыпания). Провокаторами пароксизмов выступают сенсорные или звуковые раздражители.

Редко, но может проявиться генерализованное сокращение всех мышечных групп тела. Чаще же больной страдает от непроизвольных сокращений в области шеи (частые кивки головой), плечевой зоне, на участке пресса и в верхних конечностях. Дети, которые уже научились ходить, могут страдать от непроизвольных падений, при этом сознание сохраняется полностью, ребенок может слышать, видеть и говорить.

Еще одной формой внешних проявлений выступает бессудорожный вариант патологии, когда вместо спазмирования наблюдается полная остановка физических проявлений тела. Движения прекращаются. Нарушение может коснуться абсолютно всех мышечных групп: глазных яблок, дыхательной мускулатуры (при этом сбивается ритм дыхания), ассиметричные сочетания (запрокидывание головы в одну сторону, отведение взгляда в другую).

Диагностические методы

При диагностировании аномалии специалисты – неврологи обращают первостепенное внимание на три основных направленности симптомов: кратковременные спазмы, ЗПР, возраст первичных проявлений. Если симптоматика появляется в более позднее время, чем первый год жизни, врачам требуется исключить иные заболевания со схожими проявлениями. К работе невролога присоединяются педиатр, эпилептолог и генетик.

К инструментальным методам фиксации заболевания относятся:

Если у ребенка были выявлены описанные выше признаки заболевания, лечащий специалист направит на прохождение магнитно-резонансной томографии. Для быстрого поиска диагностического центра создан подробный перечень клиник томографии, размещенный на портале Mrt-v-msk. На его страницах можно найти мед-организацию в любом районе города, сравнить рейтинги, цены на процедуры, почитать отзывы, оставить собственную оценку. Запись на диагностику в любой клинике проводится по телефону горячей линии, расположенному в верхней части страницы mrt-v-msk. Консультанты сориентируют в ближайших медцентрах, озвучат цены, забронируют свободное время для сеанса.

Как бороться с синдромом Веста?

До середины 20 века было принято считать, что заболевание не поддается терапевтическому или медикаментозному воздействию. Позже было открыто, что симптоматика частично или полностью исчезает при приеме стероидных препаратов. Эксперты до сих пор расходятся во мнении, какая дозировка является оптимальной. Большинство склонно к назначению больших дозировок препаратов на период от двух до шести недель приема.

Для снижения интенсивности спазмов назначается нитразепам, вальперьева кислота и большие дозы витамина В6. Если терапевтические методы не показывают эффективности, рекомендуется консультация с нейрохирургом по поводу иссечения патологических очагов коры головного мозга.

Прогноз течения болезни

Исчезновение синдрома происходит к трехлетнему возрасту, при этом поражение, нанесенное психомоторной области, сохраняется в 70-80% случаев. Двигательные расстройства сохраняются в половине случаев. Минимальные изменения претерпевают только 5-10% заболевших. Более половины страдающих синдромом переживают трансформацию патологии в другие формы эписиндрома. При генетических мозговых аномалиях смертность на ранних этапах составляет четвертую часть случаев.

Лучший прогноз имеют пациенты, у которых не проявлялась задержка развития психомоторики до начала спастических признаков. Около 45% детей, перенесших аномалию, сохраняют интеллектуальные способности в полной мере. Важное значение имеет своевременная диагностика и корректное лечение.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

МКБ-10

Общие сведения

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом).

По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Читайте также:  Общий анализ крови у детей особенности проведения и расшифровка результатов

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Причины

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода.

Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются:

Характеристика синдрома Аспергера

Социальные трудности

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

Особенности вербальной коммуникации

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

Диагностика

Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и др.). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром.

В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов. Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Лечение синдрома Аспергера

Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает:

Прогноз

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Читайте также:  Пингвекула — лечение каплями и народными средствами. Бородавки на глазах и веках. Рассказываем о лечении

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.

Синдром Аспергера у взрослых

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Синдром Аспергера – это тип восприятия окружающего мира. Рассмотрим особенности данной патологии, симптомы и причины появления. А также методы лечения, профилактики и другие нюансы расстройства.

Синдром Аспергера относится к одной из форм аутизма, которая выражается как дефицит социального общения и взаимодействия. Данное состояние характеризуется однотипными действиями и ограниченными интересами.

Чаще всего Аспергера выявляют у детей младшего школьного возраста. Но визуально определить его наличие невозможно. Согласно научным исследованиям, есть предположения, что такие знаменитые люди как Ньютон и Эйнштейн имели синдром Аспергера. Патология вызывает трудности в общении и ряд других нарушений. Таким людям сложно взаимодействовать с другими, а по их выражению лица, языку тела и голосу довольно трудно понять, что они испытывают в данный момент.

Синдром Аспергера имеет такие особенности (триада нарушений):

  1. Процесс коммуникации – сложности в понимании выражения лица, голоса и жестов, трудно начать и окончить разговор, выбрать тему. Возможно частое использование сложных фраз и слов без понимания их значения, непонимание шуток и метафор.
  2. Процесс взаимодействия – больным сложно поддерживать дружеские отношения, наблюдается замкнутость, отчуждение и безразличие. В некоторых случаях возможно некорректное поведение и непонимание общепринятых правил и норм.
  3. Социальное воображение – у людей с аспергером богатое воображение, но возникают трудности в представлении будущих действий. Помимо этого наблюдаются трудности в интерпретации чувств и мыслей других людей, склонность к логическим играм.

Термин синдром Аспергера впервые был предложен психиатром Лорной Уинг. Доктор назвала недуг в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который занимался лечением и изучением детей с дисфункциями психики, расстройствами адаптации и социального общения. Но сам Аспергер назвал синдром аутистической психопатией.

Ученые и по сей день не могут прийти к единому мнению, как называть симптомокомплекс: синдромом или расстройством. Так, было принять решение переименовать недуг Аспергера в заболевание аутистического спектра с определенными степенями тяжести. Исходя из этого, можно сказать, что расстройство имеет много общего с аутизмом, но в корне отличается от него.

[1], [2]

Код по МКБ-10

Причины синдрома аспергера

Причины синдрома Аспергера схожи с причинами аутизма. Основной фактор, провоцирующий расстройство – это биологические и генетические предрасположенности, а также влияние токсических веществ на плод в первые месяцы беременности. Одна из возможных причин расстройства – это аутоиммунная реакция материнского организма, которая вызывает повреждение головного мозга у будущего ребенка.

Негативные последствия различных профилактических прививок и вакцинации на иммунную систему ребенка, также относятся к факторам риска развития Аспергера. Еще одна причина недуга, которая до настоящего времени не нашла достоверного научного подтверждения – это теория гормонального сбоя у малыша (высокий уровень тестостерона и кортизола). Помимо этого изучается возможное влияние недоношенности плода с синдромом Аспергера и аутистическими расстройствами.

К факторам риска относятся внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции, то есть цитомегаловирусная инфекция, краснуха, герпес и токсоплазмоз. Негативное воздействие факторов окружающей среды после рождения ребенка, также может быть причиной синдрома недуга.

[3], [4], [5]

Признаки синдром аспергера

Признаки синдрома Аспергера невозможно выявить по внешнему виду, так как патология является скрытым расстройством, которое характеризует ряд нарушений. Существует триада признаков недуга: это нарушения, проявляющиеся в социальных коммуникациях, при взаимодействии с окружающими и в воображении. При этом чаще всего синдром встречается у мужского пола.

Симптомы становятся заметными с 2-3 лет и могут варьироваться от ярко выраженных, то есть тяжелых, до умеренных. Людям с данным расстройством характерно беспокойство во время общения, сильная тревога, растерянность. Больные обладают педантичностью и перфекционизмом, соблюдая определенный порядок во всем. Наблюдаются сенсорные нарушения, неестественная речь и одержимое увлечение хобби или каким-либо занятием.

Рассмотрим основные признаки синдрома Аспергера:

Синдром аспергера у взрослых

Синдром Аспергера у взрослых довольно сложно диагностировать, так как взрослые люди более адекватно оценивают свои сильные и слабые стороны. Но расстройство является тем состоянием, которое длится всю жизнь, то есть ним нельзя «заболеть» во взрослом возрасте. Особенности синдрома у взрослых, в отличие от детей в том, что нарушение стабилизируется, а при правильном подходе к лечению заметны улучшения.

Это связано с тем, что взрослые способны самостоятельно вырабатывать социальные навыки, в том числе и элементы невербального общения. Поэтому многие люди с синдромом Аспергера ведут полноценную жизнь, женятся, работают, заводят детей. Некоторые характерные недугу черты увеличивают шансы на успешную карьеру и учебу (концентрация на мелочах и деталях, особое внимание к определенным темам). Многие взрослые с данным недугом проявляют сильный интерес к технике, поэтому отдают предпочтение инженерным специальностям. Множество выдающихся личностей, которые проявили себя в разных профессиях, имели синдром Аспергера. К примеру, Мария Кюри, Вольфганг Моцарт, Томас Джефферсон и даже Альберт Энштейн.

Читайте также:  Недостаточность аортального клапана: симптомы и лечение

[6], [7], [8], [9], [10]

Синдром аспергера у детей

Синдром аспергера у детей тесно пересекается с аутизмом, но является самостоятельным расстройством. Дети с подобным недугом имеют нормальный уровень интеллекта, но особые образовательные потребности. Родители должны уделять особое внимание развитию социальных навыков у малышей. Особенность синдрома – это интеллект больного. В 95% дети с Аспергером более развиты на фоне своих сверстников, хотя и отличаются линией поведения и восприятием окружающего мира.

[11]

Синдром Каннера и синдром Аспергера

Синдром Каннера и синдром Аспергера – это расстройства, которые возникают из-за нарушений в функционировании головного мозга. По своей симптоматике обе патологии схожи, поэтому их часто путают. Рассмотрим основные характеристики и отличия синдрома Аспергера от аутизма:

Люди с синдромом Каннера производят впечатление умственно отсталых, хотя в большинстве случаев интеллект соответствует норме. Помимо этого пациенты испытывают трудности в процессе общения. Синдром Аспергера имеет менее выраженные симптомы, интеллект нормальный или даже высокий, но возникают проблемы с процессом обучения.

Пациенты с аутизмом страдают от нарушений вербальной коммуникации. Дети с данным симптомом начинают позже говорить в отличие от своих сверстников. Даже во взрослом возрасте речь остается ограниченной. Люди с синдромом Аспергера не страдают от нарушений речевых навыков. Их речь структурирована, имеет своеобразный ритм, темп и мелодику.

При синдроме Каннера адаптация к внешней среде проходит плохо, а при расстройстве Аспергера пациенты проявляют интерес к окружающему миру.

При аутизме поведение ограниченное, больные совершают определенные ритуалы в неизменном и строго установленном порядке. При высокофункциональном расстройстве возможно одновременное сосредоточение на двух и более объектах интереса. Наблюдается высокий уровень компетентности в интересующей области.

У пациентов с синдром Каннера навыки самообслуживания развиваются поздно. Больные не всегда самостоятельно могут ухаживать за собой, даже во взрослом возрасте. При синдроме Аспергера возможности самообслуживания развиваются согласно возрасту.

Люди с аутизмом страдают переменчивым настроением, они непредсказуемы и непонятны окружающим. Именно это вызывает низкую потребность к взаимодействию с окружающими. При синдроме Аспергера социальное взаимодействие выражено мягче. Таких людей можно охарактеризовать как немного странных или даже своеобразных. Пациенты не способны общаться на уровне эмоций, но способны к интеллектуальному общению.

Согласно вышеописанным характеристикам, симптоматика синдрома Аспергера менее выражена, в отличие от синдрома Каннера. Но оба расстройства затрудняют взаимодействие с окружающими, и возможность устанавливать социальные контакты. Лечение патологий состоит из поведенческой терапии, которая направлена на устранение стресса и прием лекарственных средств для улучшения кровообращения в головном мозге.

[12], [13],

Известные люди с синдромом аспергера

Известные люди с синдромом Аспергера это яркий пример того, что с данным расстройством можно жить полноценно и даже прославиться. То есть, несмотря на то, что недуг осложнят многие аспекты жизни, он может стать своеобразным уникальным дарованием. Эксперты считают, что некоторые исторические личности могли страдать синдромом Аспергера, в особенности:

Согласно некоторым источникам, из наших современников, расстройство есть у американского кинорежиссера Стивена Спилберга, Сатоси Тадзири, актера Дэна Акройда и многих других. Аргументы в пользу возможного синдрома у популярных людей меняются от человека к человеку. Но существует ряд положительных аспектов недуга, которые многим известным людям позволили прославиться, рассмотрим их:

Все предположения относительно известных личностей с синдромом Аспергера являются образцом поведения, то есть ролевой моделью или объектом подражания для больных. Патология не является помехой делать вклад в общество и конструктивные вещи.

Диагностика синдрома аспергера

Диагностика синдрома Аспергера сложная, так как расстройство имеет симптоматику, схожую с другими патологиями. Выявляют расстройство в возрасте от 4 до 12 лет, при этом, чем раньше поставлен диагноз, тем менее он травматичен для больного и его окружения. Для обнаружения недуга привлекают специалистов из разных областей. Пациента ждут неврологические и генетические исследования, интеллектуальные тесты, определение способностей к самостоятельной жизни и различного рода тесты на психомоторику. Проводится беседа в виде общения и игр с ребенком и его родителями.

Обязательной является дифференциальная диагностика. Так у многих пациентов выявляют биполярное расстройство, синдром гиперактивности и дефицита внимания, депрессивные состояния, обессивно-компульсивное и генерализированное тревожное расстройства. Также возможно вызывающе оппозиционное расстройство. Все вышеупомянутые патологии могут возникать одновременно с синдромом Аспергера. При этом каждый из диагнозов по-своему отражается на пациенте.

Но чаще всего синдром Аспергера дифференцируют с синдромом Каннера, то есть аутизмом. Рассмотрим основные методические указания для дифференциальной диагностики обоих расстройств:

[14], [15], [16]

Тест на синдром аспергера

Тест на синдром Аспергера позволяет выявить наличие патологии и своевременно обратиться за медицинской помощью. Большой интерес к расстройству среди ученых и больных, влечет за собой усовершенствование методов диагностики. Это связано с отсутствием явных признаков недуга, по которым можно поставить диагноз. Поэтому тесты и опросники необходимы для выявления болезни.

Как правило, тест на синдром Аспергера строят на определении затруднений в общении и выявлении чувств. Многие тесты применяются и для выявления аутизма. Рассмотрим самые популярные тестирования:

[17], [18], [19], [20]

Тест AQ

Самый известный опросник из 50 вопросов, разработанный психологами Кембриджского университета. Вопросы направлены на выявление эмпатии, глубокого интереса к определенным темам, наличию ритуалов и концентрации на мелочах. Подобный тест применяют для взрослых пациентов. По его результатам у здоровых людей среднее значения составило 14-16 балов, а у больных 32 и более баллов. Обратите внимание, тест нельзя использовать как единый диагностический метод.

Тест EQ

Тест для определения эмоционального интеллекта, то есть уровня эмпатии. Состоит из 60 вопросов, которые касаются разных аспектов эмпатичности. Средний показатель тестирования у здоровых людей – 40 баллов, у больных – около 20 балов.

Тест RAADS-R

Общий тест для выявления симптомов Аспергера и аутизма у пациентов взрослого возраста. Особенность тестирования в том, что учитываются только поведенческие факторы на данный момент и у пациентов старше 16 лет. Тестирование позволяет исключить биполярное, посттравматическое, депрессивное и ряд других расстройств. RAADS-R состоит из 80 вопросов, при этом у здоровых людей средний балл 32, а у больных от 65 до 135.

Тест RME

Тестирование, позволяющее определить психическое состояние по взгляду. Состоит из фотографий глаз известных людей, которые изображают разные эмоции. Больные синдромом испытывают затруднение с прохождением данного теста и имеют низкие результаты.

Помимо вышеописанных тестов существуют и западные стандарты тестирования для выявления расстройства. Особого внимания заслуживают тесты ADI-R и ADOS. Первый является своеобразным интервью с родителями, а второй с ребенком.

Применяя тесты на синдром Аспергера необходимо помнить, что результаты тестирования нельзя использовать для постановки диагноза. Для точной диагностики используется множество других методов, а также консультации у психолога и психиатра.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.

Симптомы и признаки синдрома Аспергера

Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.

Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера

Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).

Синдром Аспергера у детей

Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:

Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.

Синдром Аспергера у взрослых

Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.

Известные личности с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *