Польза и вред ревеня

Если задуматься, что именно каждый из нас знает о таком полезнейшем растении, как ревень, о его пользе и вреде? Это крупное растение, достигающее двух метров в высоту, многим известное своим кислым вкусом. Из заболеваний, при которых применяется это растение, можно указать больные почки, слабость сердечной мышцы, застой желчи. В Америке это растение называют «пироговым».

Давайте узнаем о давно известной огородной культуре с малоизвестными целебными свойствами, то есть, о ревене.

Состав

В медицине используют корень ревеня, который предварительно высушивают.

Ревень содержит в себе воду (90 %), крахмал, сахариды, пищевые волокна, гликозиды, хризофан, пектин, органические кислоты (яблочная, янтарная, аскорбиновая и др.).

Его минеральный состав представлен железом, калием, фосфором, кальцием, магнием, цинком, селеном, марганцем, медью.

Растение содержит и витамины: Е, РР, К, А, В1, В2, С, бета-каротин. По насыщенности витаминами ревень даже превосходит яблоки и черную смородину.

Калорийность

Калорийность ревеня довольно низкая, она составляет всего лишь 13 ккал на 100 грамм продукта. Это намного ниже, чем калорийность других зеленых овощей (сельдерей, укроп, петрушка), используемых повседневно.

Полезные свойства ревеня для здоровья человека

Жители России пока ревень значительно недооценивают. Большинство знает о кулинарном применении этого растения, но о целебных свойствах ревеня знают немногие. Рассмотрим же их подробнее.

Лечебные свойства ревеня используется при недугах:

В больших количествах лекарства из корня могут быть ядовитыми. Безопасно лишь употребление черешков в виде различных кулинарных блюд.

Ревень входит в готовые аптечные лекарства «Холафлукс» (в качестве желчегонного) и «Хризаробин» (для лечения псориаза).

В косметологии

Ревень используется для волос для придания необычных оттенков светлым волосам: (от соломенно-желтого до медного). Для этого достаточно прополоскать волосы отваром корневищ ревеня.

Для придания русого оттенка волосам, их моют отваром ревеня на белом вине (150 измельченных корней кипятится в 0,5 литра белого вина). Если в этот состав добавить пол чайной ложечки соды, то цвет волос получится соломенным или медным.

Ревень отлично закрашивает седину. Для этого отваром из корней ревеня (30 грамм сухого измельченного корня кипятится 15 минут в 200 мл воды) несколько дней подряд смачиваются волосы. Средство держится на волосах один-два часа и затем смывается.

При кожных недугах (витилиго, пигментные пятна) или для потемневшей кожи рук, используют сок ревеня как очищающее или маскирующее средство.

Ревень добавляют в маски для лица, если хотят скрыть пигментацию (с кремами, желтками или сметаной).

Польза для мужчин

Ревень полезен для мужчин любого возраста. Особенно он полезен пожилым мужчинам, страдающим гипертонией, ишемическими заболеваниями сердца, так как снижает уровень вредного холестерина. Как известно, мужчинам свойственны вредные привычки (типа курения или употребления алкоголя), изнашивающие их организм. Лечебные свойства ревеня позволяют защитить уже больное сердце и пораженные сосуды пожилых джентльменов и отдалить развитие осложнений.

Польза для женщин

Ревень прекрасно подходит для приема женщинам. Это растение отлично защищает внешность женщины и сохраняет ее молодость, улучшая вид кожи и волос. Порошок ревеня регулирует менструальный цикл у женщин. Улучшение регенерации кожи, поддержка зрения и укрепление костей особенно важны женщинам в климактерический период.

Польза при похудении

Из-за кислого вкуса большинство хозяек применяет ревень для выпечки или приготовления десертов. Но в сочетании с сахаром, мукой, сметаной и яйцами ревень не может являться диетическим блюдом. Зато для похудения используют салаты и холодные супы из ревеня. Считается, что сам Пушкин любил ревень и употреблял блюда из него.

Польза и вред ревеня при беременности

Для беременных женщин ревень является просто спасением. Он способен благоприятно повлиять при таких проблемах:

Вред ревеня при беременности также может быть, если:

Варенье из ревеня и его польза

Варенье из ревеня не только вкусное, но и полезное. Оно улучшает функцию кишечника, повышает иммунитет, предупреждает заболевание вирусными недугами в холодное время года, снабжает организм железом. А если еще в вареньице, добавить к ревеню необычные компоненты в виде киви, цедры лимона или апельсина или корицы, то букет летнего аромата и наслаждения вам будет гарантирован даже зимой.

Для варки берутся лишь самые молодые побеги, содержащие максимум полезных компонентов.

Согласно диете Дюкана, варенье из ревеня разрешено к употреблению на одном из этапов (Круиз), с использованием заменителя сахара.

Отрицательными сторонами применения варенья из ревеня являются:

Сок ревеня польза

Сок ревеня имеет выраженный кислый вкус. Такой сок помогает санировать кишечник от глистов.

В большом количестве его употреблять нельзя из-за щавелевой кислоты, в большом количестве содержащейся в этом растении. После нагревания она накапливается в организме в виде кристалликов, способствуя артритам, подагре, отложению песка, а то и камней, в желчном пузыре или почках.

Как употреблять сок ревеня

Сок ревеня полезен, если его применять:

Ревень при раке

Благодаря исследованиям британских ученых, в ревене обнаружили полифенолы, имеющие серьезные противораковые свойства. Эксперименты подтвердили, что экстракт ревеня уничтожает за 2 дня 50% опухолевых клеток. Наиболее сложные формы рака легких экстракт этого растения блокирует за 11 дней.

Ревень при гепатите

Использование корня ревеня при любых видах гепатита позволяет снизить употребление многих лекарств и серьезно улучшить самочувствие хронических больных.

Рецепт при гепатите

Берут 2 столовые ложки высушенного и измельченного корня ревеня. Затем заливают его двумя стаканами воды и 20 минут держат на малом огне. Отвар остужают, процеживают и используют перед едой по столовой ложке, заедая чайной ложкой меда. Рецепт хорош при разных видах гепатита, а особенно при болезни Боткина.

Ревень при сахарном диабете и подагре

Листья ревеня применяют при сахарном диабете из-за их свойства стимулировать выделение инсулина в поджелудочной железе. Прием препаратов из ревеня с добавлением ксилита понижает уровень сахара в крови.

Часто сахарный диабет протекает у пациентов параллельно с нарушениями минерального обмена, сопровождаясь подагрой или мочекислым диатезом.

При подагре ревень употребляют осторожно, в малых. В больших дозах он способствует усугублению болезни из-за способности откладывать щавелевую кислоту в организме.

Таким больным можно изредка вводить ревень в состав других блюд (например, в виде борща или свекольника из молодых побегов ревеня).

Ревень при запорах

При запорах это растение употребляют в виде измельченного порошка из корня. Делать это лучше на ночь, так как нужный эффект наступает только через 6-8 часов после использования лекарства. Лучше чередовать ревень с другими слабительными, т.к. со временем эффект от его применения уменьшается.

Вред и противопоказание ревеня

Существуют такие заболевания, которые не поддаются лечению ревенем. Здесь ревень может лишь навредить. Это происходит при недугах:

Как лучше всего употреблять продукт в пищу

Для применения годятся только молодые побеги ревеня. Из них готовят те же блюда, что и из яблок: компот из ревеня (который полезен от глистов), квас из ревеня, кисель, различные десерты, варенье. Начинки из растения кладут в пироги, пирожки или блинчики.

Ревень часто готовят для детей, которые страдают плохим аппетитом. В рецепты приготовления ревеня также входят салаты и холодные супы из ревеня.

Кисель из ревеня полезен как диетическое блюдо при гастритах с пониженной кислотностью, колитах, упадке сил после болезней. Это чемпион по содержанию железа и магния. Летом он чудесно утоляет жажду. Кисель полезен также для детей как витаминное средство.

Варят его как обычный кисель, но вместо ягод используют перетертые в блендере черешки молодого ревеня. Для вкуса можно добавить сок из апельсина, ваниль.

Для киселя берут 400 граммов ревеня, два литра воды, 100 граммов сахара и полторы ложки крахмала.

Квас из ревеня полезен больше других блюд. Это традиционный русский напиток для утоления жажды летом. Но такой квас имеет довольно кислый вкус и понравится далеко не всем. Для его приготовления в отвар ревеня добавляют сахар, дрожжи, апельсиновую цедру и оставляют для брожения до суток. Затем хранят напиток в холодильнике.

Для приготовления кваса берут 2 литра воды, полкилограмма ревеня, столовая ложка дрожжей, стакан сахара, апельсиновая цедра.

Нормы употребления ревеня в пищу

Ревень сложно дозировать, особенно если его кладут в начинки для пирогов или варят варенье из черешков. Больные люди должны очень осторожно использовать блюда из ревеня, если он им не показан.

Замечено, что поедание более 150 граммов ревеня за раз может быть опасно для любого человека из-за содержания в нем клетчатки и кислот, раздражающих органы пищеварения.

Подведем итоги о пользе ревеня

Ревень все еще мало выращивается и применяется у нас. А это большая недоработка, так как из ревеня можно не только приготовить массу вкуснейших яств, но и серьезно подчинить свой организм. Чего только стоят такие свойства ревеня, как снижение холестерина в крови, помощь сердцу при ишемической болезни, поддержание иммунитета и лечение железодефицитных анемий. Исследования же ученых о задержке развития раковых клеток при помощи ревеня просто шокируют.

Есть у ревеня и много противопоказаний, с которыми необходимо считаться. С осторожностью следует использовать ревень больным подагрой, артрозами, при заболеваниях почек, при отложениях камней и песка в организме.

Поэтому, откройте для себя это растение. А то, пока что ревень стыдливо растет на задворках садов и огородов, и ждет, когда же мы, наконец, поймем, насколько чудесен и необходим он всем нам!

Ревень польза и вред для организма. Применение в кулинарии

Ревень – полезный, богатый витаминами – для вкусного салата и здорового организма. Ревень имеет довольно широкое применение. Его любят кулинары, применяют косметологи, рекомендуют любители здорового образа жизни и народной медицины. Стоит всем знать про пользу и вред ревеня для организма, чтобы иметь возможность применять его самостоятельно. Всё о ревени мы узнаем ниже. Полное название растения – Ревень пальчатый. Принадлежит оно к многолетним травам семейства Гречишные. Период жизнедеятельности до 15 лет.

Описание растения, внешние характеристики и химический состав

Корневая система ревеня сильная и крепкая. Разветвленное корневище обладает красно-коричневым цветом, иногда вырастает до 50 см вглубь. Стебель слабоветвистый, внутри пустой, прямостоячий, вырастает ввысь выше 1м и толщиной до 6 сантиметров в диаметре. По всей длине зеленый стебель имеет красноватые полоски и пятнышки.

На одном побеге растения способно вырастать около 25 огромных листов, причем они около корня крупные, а возле стебля поменьше. Цвет листьев варьируется от светло-зеленого до красно-бурого, у каждого сорта свой. Листья широкие, немного волнистые по краям.

Цветет ревень через три года после высаживания, соцветия большие, до 60см в длину, находятся по краям стеблей. В соцветиях маленькие цветочки. Окрас лепестков случается розоватый, белоснежный или алый, после созревания остаются семена, похожие на орешки.

Размножается вегетативным (делением) и семенным способом.

Хорошо известно где растёт ревень. Растение любит тепло, но нормально растёт и в умеренном климате средней полосы, хотя, многие сорта нужно утеплять на зиму, чтобы не замерзла корневая система.

Хорошо себя чувствует на увлажненных суглинистых почвах. А также в земле с большим количеством воды и кислорода. Гармонично разрастается в солнечных местах, но и способно выжить в тени. В природной среде существует более двадцати различных вариаций ревеня.

Родиной ревеня считается Древний Китай и Тибет, где культура произрастала уже 4500 лет назад. В Россию растение завез путешественник и исследователь-натуралист Н.М.Пржевальский в 19 веке.

Первооткрыватели травы – китайцы. Позднее выращивание стало привычным в многочисленных государствах Европы, Азии и Америки.

Обладает богатым составом. Сочные стебли на 90% наполнены водой. Помимо жидкости в составе имеются:

Растительная культура может похвастаться низкой калорийностью– 22 кКал на 100 грамм. Количество белков -1,0 г, жиров — 0,21, углеводов -4,6 г,клетчатки — 2 г, холестерина– 0.

Сочные корни растения содержат многочисленные, необходимые для доброго здравия вещества:

Растение активно используется для врачевания многих недугов, оно имеет исключительное положительное воздействие на организм человека.

Плюсы и минусы ревеня пальчатого

Возможности растения многогранны. Оно оказывает положительное воздействие на весь человеческий организм в целом. Очень много информации о том, при каких болезнях помогает ревень, среди всего можно выделить:

  1. Гипоксия мозга – профилактика путем подпитки нейронов
  2. Высокое артериальное давление – понижает, не дает снова быть высоким
  3. Раны на слизистых внутренних органах – способствует заживлению
  4. Слабые хрупкие ногти, кости, зубы – обогащает полезными компонентами и укрепляет
  5. Слабые защитные функции организма в весенне-осенний период – улучшает иммунитет, понижает чувствительность к бронхиту, пневмонии, острым респираторным вирусным инфекциям, гриппу
  6. Авитаминоз — восполняет нехватку полезных веществ
  7. Плохое зрение — упрочняет мышцы глаз, улучшает зрение, помогая лучше видеть
  8. Улучшает деятельность печени, выгоняет желчь
  9. Полезен при гепатите, облегчая его течение
  10. Ожоги, псориаз и другие кожные поражения – оздоравливает ткани
  11. Является профилактикой туберкулёза
  12. Сердечно-сосудистая система – уменьшает частоту сердечных приступов, поправляет мышечный тонус, улучшает состояние при тахикардии,брадикардии, аритмии, оказывает помощь при восстановлении, частично снимает последствия инфаркта,инсульта
  13. Проблемы с пищеварительной системой – применим для борьбы с метеоризмом, дисперсией и атонией кишечника, освобождает тело человека от шлаков, убирает запоры (внезапные и постоянные), хорош при воспалениях ЖКТ, улучшает аппетит (в том числе и малышей) понижая возможную дистрофию
  14. Помогает как спазмолитик при болезненности в селезёнке, желчном пузыре, печени, матке, почках;
  15. Малокровие — профилактика благодаря огромному наличию железа
  16. Лишний вес – используется для похудения
  17. Чистит мочевой пузырь от новообразований

В крупных объёмах продукты на основе корня бывают небезопасными. Надземные листья и стебли содержат такое огромное количество щавелевой кислоты, способное принести вред почкам. Кислоты при активном контакте с кальцием создают камни. Вот откуда ноги растут и противопоказания к использованию ревеня:

Есть разные рецепты лечения, они индивидуально подойдут для каждого из случаев заболевания. Перед этим важно проконсультироваться с врачом, чтобы получить четкие рекомендации как организовать применение корня правильно и полезно для здоровья.

Что желательного содержит ревень для прекрасных дам

Удивительный дар природы будет верным помощником для женщины благодаря своему свойству благотворно влиять на состояние кожи, сохраняя ее молодость.

Кроме того ревень активно способствует похудению, он низкокалориен, вкусен для приготовления диетических блюд, разрешен во время даже строгих диет. Он выводит шлаки и токсины из организма, нормализует водный баланс. Женская фигура с ним станет идеальной.

В период менструации приправка из ревеня минимизирует болезненность, а во время менопаузы– понизит количество приливов.

Для будущих мам – ревень при беременности

Беременным женщинам рекомендуется умеренное применение вкусного растения. Он богат различными полезными веществами для организма будущей мамы и новорожденного, укрепляет иммунитет и снижает риск кровотечения во время родов. Но активное неограниченное поедание может привести к тонусу матки, что чревато выкидышем.

Применение для мужчины

Исходя из статистики, что представители сильнейшего пола чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревень довольно благоприятен для мужчины. Он убирает лишний холестерин из организма, очищает кровеносные сосуды.

Читайте также:  Таблица нормы холестерина по возрасту у женщин. Как нормализовать, понизить уровень холестерина в крови

Кроме того растение облегчает симптомы похмелья, выгоняет яды из организма, которые накапливаются в результате приема алкоголя и табакокурения.

Рецепты с применением ревеня

Растение нашло широкое применение в кулинарии, оно имеет интересный вкус и прекрасно дополняет уникальные блюда.

Вот некоторые рецепты с его использованием:

Для его приготовления понадобится 1,5 килограмма сахара и 1 килограмм нарезанных свежих черенков растения. Ревень пересыпают сахаром и оставляют часов на 12, чтобы пустило сок. Потом сок сливают и варят. Получившимся сиропом заливают ревень и проваривают еще 10 минут. Закатывают в простерилизованные баночки.

Черенки мелко рубят и, залив до верха водой, проваривают 10 минуток. В результате образуется густоватая масса, её можно закатывать в баночки, а также разбавить водой до желаемой консистенции, добавляя сахар перед употреблением.

Задумываясь над тем, что можно приготовить из листьев ревеня, на ум сразу приходит вкуснейший суп. Он получится легким, будет иметь насыщенный вкус и легкую пикантную кислинку.

  1. листья ревеня – 3-4 штучки небольшого размера;
  2. репчатый лучок – 1 штучка;
  3. морковка – 1 штучка;
  4. картошка – 3 штучки;
  5. бульончик (куриный, свиной или говяжий) – 1 литр;
  6. соль, специи – по вкусу;
  7. сметана.

Листья отделяем от стебля и моем, нарезаем или нарываем на небольшие кусочки.

Лук и морковь моем, чистим, морковку трем на треке, лук нарезаем четвертинками, делаем зажарку на подсолнечном масле.

Картофель чистим, моем, нарезаем кубиками. Выгружаем в кипящий бульон.

Через минут 10-15 сгружаем зажарку. Добавляем по вкусу соль и специи.

Забрасываем ревень, варим 10 минут, потом ещё 10 минут томим под крышкой.

Подаем со сметаной.

Способов создать неповторимый салат существует огромное количество на любой вкус. Опишем рецепт со шпинатом:

  1. Ревень –2 побега;
  2. Шпинат –250 грамм;
  3. Сахар – ¼ стакана;
  4. Винный уксус –2 столовых ложечки;
  5. Оливковое масло – 6 столовых ложечек.

Листья шпината выложить на дно ёмкости.

Ревень помельче нарезать по диагонали и засыпать в сковороду, залив водой так, чтоб он был покрыт. сахар. Варить пару минут до растворения сахара.

После чего ревень выложить поверх шпината, в сковороду добавить уксус и варить минут 15. В получившуюся подливу добавить масло и заправить этим салат. Подавать тёплым.

Если есть приусадебный участок, то пригодится информация, как рассаживать ревень. Размножать растение можно с помощью деления корневищ. Черенки в месте среза подсушивают, присыпают активированным углем и садят в почву.

Регулярное использование ревеня улучшит здоровье и разнообразит питание.

Поделиться “Ревень польза и вред для организма. Применение в кулинарии”

Похожие статьи:

Комментарии 1

Узнала очень много нового про ревень, которого у меня так много на даче! Не знала, что листья можно использовать в суп, обязательно потом попробую приготовить. Из черешков варила компот и кисель, сырыми никто у нас ревень не ест. Но я почти каждый день на даче чищу черенками руки: очень хорошо убирает черноту и под ногтями, и на коже, — особенно после работы с томатами. Спасибо за информацию, Ирина!

Добавить комментарий Отменить ответ

Женская территория © 2021
Все материалы, публикуемые на сайте, носят рекомендательный характер. Авторские права защищены. Перепечатка статей возможна только с разрешения автора и с активной ссылкой на блог.

Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Дата публикации: 31.05.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Консультация учителя-логопеда для родителей: «Почему ребенок не говорит?»
консультация (младшая группа)

Консультация учителя-логопеда для родителей.

«Почему ребенок не говорит?»

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_pochemu_rebenok_ne_govorit.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей.

«Почему ребенок не говорит?»

Для определения причины и нахождения более верного ответа на вопрос родителей «Почему мой ребенок не говорит или говорит не как все» нужно учесть все критерии и показатели.

Существуют определенные возрастные нормы развития речи:

Отклонения от перечисленных выше возрастных норм являются поводом для обращения к логопеду. К специалисту обязательно нужно записаться, если ребенок не строит фраз при достижении возраста 3-х лет. Даже при отсутствии отклонений от нормы рекомендуется проконсультироваться у логопеда в период с 3 до 5 лет, поскольку нарушения звукопроизношения могут быть как нормальной возрастной особенностью, так и симптомом нарушений речи.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Характерные черты этой патологии:

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Что делать, если ребенок в три года не говорит: диагностика и лечение

Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Малыш уверенно начинает ходить, играть с предметами.

Но может складываться и другая ситуация, когда ребенок в 3 года все понимает, но не говорит. Он может легко показывать соответствующие картинки, игрушки. Жестом указывает на нужный ему предмет. Но все это не сопровождается речью, и тогда родители начинают беспокоиться.

Общая информация

Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

Если ребенок в три года не говорит, использует указательный жест или ограничивается звукоподражаниями (биби, ава и т. п.), то это повод для беспокойства.

Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

Алалия и задержка речевого развития

Не говорить ребенок может по двум причинам: алалии и задержке речевого развития (ЗРР). Эти два нарушения нельзя путать, в их основе лежат разные проблемы.

ЗРР появляется из-за незрелости нервной системы. В таком случае еще нет критичной задержки в развитии, но уже близко к ней. Серьезных патологий в головном мозге не выявляется. При смене обстановке и эмоциональном стрессе ребенка словно прорывает, и он начинает говорить.

Такое случается, когда ребенок идет в школу. Новый коллектив, незнакомые люди заставляют нервную систему усиленно работать, и это стимулирует развитие мозга.

При анализе отмечаются проблемы с определенными участками коры мозга. Очаговые поражения видны на снимках МРТ. Дети не заговорят сами, даже если их поместить в садик. У них речь не появляется ни к 4 годам, ни к 5. Для стимулирования речи требуется помощь специалиста.

Алалия бывает двух видов: моторная и сенсорная. При первой дети реагируют на обращенную речь, понимают ее и показывают пальцем на нужные предметы. При сенсорной отмечается нормальный слух, но создается впечатление, что пациент глухой. Такие дети не реагируют на обращенную речь.

При алалии ребенку дается инвалидность. Для ее оформления необходимо пройти комиссию. И при ЗРР, и при алалии дети получают бесплатную помощь в соответствующих учреждениях.

Причины появления проблемы

Среди ученых нет единого мнения, почему количество детей с задержкой речевого развития растет.

Условно выделяют три группы факторов:

  1. беременность;
  2. роды;
  3. первый год жизни.

Любые болезни отца и матери, особенно из разряда передающихся половым путем, могут вызывать проблемы с развитием ребенка. Во время родов могут происходить травмы.

Некоторые дети появляются на свет раньше срока. Они входят в группу риска, так как из-за преждевременных родов у них не успевают развиться внутренние системы.

В первый год жизни опасны такие заболевания, как энцефалит, грипп, менингит — они тяжело переносятся. Травмы головы тоже чреваты последствиями.

В последние годы еще выделяют комплекс причин, которые относятся к социальным. Из-за обилия телевизоров, смартфонов, планшетов родители мало общаются с детьми. Малыши с пеленок привыкают к разноцветным картинкам. При дефиците контакта они не перенимают интонацию, мимику.

Однако бывают случаи, когда беременность и роды были благополучными, как и первые годы жизни малыша. Но в итоге ребенок плохо говорит.

Разграничение диагнозов

Ребенок в 3 года не говорит по разным причинам. Для правильного оказания помощи нужно провести комплексное обследование. Такой подход позволит правильно определить структуру дефекта и выявить первопричину задержки.

В первую очередь исключаются проблемы со слухом. Снижение восприятия может быть некритичным (ребенок реагирует на громкие звуки, но не различает речь). Обязательно делают аудиограмму. Аппаратные методики дают достоверные данные о состоянии слуха.

Дети также отказываются разговаривать по психологическим причинам. При аутизме могут быть разнообразные нарушения.

Основные из них:

Основа дефекта кроется не в проблемах с речью, а в расстройстве коммуникативной функции психики. Первый и основной специалист для ребенка — это психолог.

При ДЦП нередко возникают параличи и парезы разной степени тяжести. В таком случае основа проблемы – органические поражения головного мозга. Для успешного преодоления проблемы нужна помощь невропатолога.

Родители не понимают, зачем их отправляют на консультацию к психиатру. На самом деле не стоит бояться такого доктора. Его задача – это выявление интеллектуальных нарушений и психических болезней.

При задержке психического развития (ЗПР) отмечаются проблемы не только с речью, но и с остальными функциями: мышлением, памятью, навыками и т. п. В младшем дошкольном возрасте не всегда легко данный диагноз разграничить с умственной отсталостью.

При ЗПР и других проблемах с интеллектом не ставится ЗРР. Только СНТ (системное недоразвитие речи), в основе дефекта лежат органические поражения головного мозга.

В редких случаях диагностируют такую болезнь, как элективный мутизм. Его легко спутать с ЗРР. При таком нарушении ребенок не разговаривает совсем, но он владеет речью. В основе нарушения лежат психологические проблемы. Дошкольники могут разговаривать с ограниченным кругом лиц.

При психосоматике первопричина проблемы кроется в психологических проблемах. Стресс, комплексы, травмы могут вызывать речевой негативизм, и поэтому ребенок не разговаривает.

Прежде чем начинать от чего-то лечить, нужно получить консультацию нескольких специалистов разного уровня. Они позволят исключить разные диагнозы.

Если кто-то из окружения рекомендует не беспокоиться и дать проблемам пройти самостоятельно, то это плохой совет. При речевых нарушениях помогать ребенку нужно как можно раньше — так получится достичь результата.

Комплексная помощь

При задержках любого происхождения требуется не только помощь логопеда. В отечественной дефектологии принят комплексный подход.

Он включает в себя работу нескольких специалистов:

При таком взаимодействии добиваются результата. Невролог выписывает препараты, которые стимулируют мозговую активность. Обязательно проводится энцефалограмма, которая позволяет проверить функцию разных участков коры.

В качестве дополнительной меры используют массаж. Психолог ведет работу над развитием психических функций – памяти, мышления, внимания. Ведущая роль отдается логопеду.

Примерная программа коррекции

При борьбе с ЗРР и алалией стоит учитывать важную вещь: готовых программ не существует. Для каждого ребенка упражнения подбираются индивидуально и с учетом особенностей.

Упражнения направлены на решение разных проблем. Гимнастика для языка нужна для выработки тонких движений. Также есть комплексы для выработки движений челюсти и губ.

Выполняют комплексы каждый день перед зеркалом, обучая ребенка визуальному контролю. Дополнительно дается дыхательная гимнастика, которая нужна для отработки речевого выдоха. Для этого предлагают сдувать разные бумажные игрушки, султанчик, перья и т. п.

Ключевая задача коррекции ЗРР и алалии – это вызвать активную речь. На первом этапе она может быть любой, даже со звукоподражаниями по типу «ляля», «баба», «няка» и т. п. Как только они начнут появляться, вводят простую фразу «Ляля, на» и дают ребенку куклу.

С трехлетними детьми не рекомендуется использовать картинки, нужны только объемные игрушки. Для развития сенсорного восприятия дают разные крупы, ткани, коврики с различной текстурой. Через многообразие ощущений стимулируется нервная система.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она заключается в использовании символов звука и пропевания гласных. Ребенку показывают картинку плачущей девочки, предлагают сказать, как она плачет: «ААААААААА».

После того как удастся вызвать гласные, переходят к согласным, таким как «Б», «П», «В», «Ф» и т. п.

После появления и закрепления звукоподражаний вводят в речь сложные слова. В качестве материала и сборника игр используют пособие Четверушкиной или Черенковой. Они последовательно дают материал с постепенным усложнением.

В домашних условиях полезно петь с малышом, играть, выполнять движения под музыку, много гулять. Чем больше впечатлений, тем быстрее он будет развиваться.

Обязательно работают над лексикой и грамматикой. Используют игры с куклами, фигурками, другими предметами. Учат классифицировать, выделять лишнее, образовывать множественное и единственное число. Чем больше игр, тем лучше.

Для отработки тем используют разные приемы. Предлагают накормить куклу (Что она ест? – Она ест вафли, тосты, торты), сходить в игрушечный магазин за покупками. Детям нравятся такие игры, они активно участвуют в них.

Родителям стоит готовиться к длительной коррекции. На нее уйдет около трех лет, в тяжелых случаях около пяти лет. Только при условии каждодневных занятий удастся добиться результата. Комплекс гимнастики, упражнения дает логопед.

Неблагоприятный прогноз

Родители по неопытности недооценивают последствия отказа от лечения, коррекционного обучения. При ЗРР ребенок худо-бедно заговорит, но его впоследствии преследуют разные недостатки:

В дальнейшем сложно освоить письмо и чтение. В предложениях появятся специфические ошибки. Они усугубят проблемы психологического характера.

Дети прекрасно осознают свой дефект и комплексуют по этому поводу. Они могут отказываться от общения, взаимодействия со сверстниками.

При алалии без комплексной помощи дети не заговорят. Без речи не развивается мышление, память, внимание. На фоне первичного дефекта начинаются интеллектуальные нарушения.

Были проведены опыты над детьми, которые первые годы жили вне человеческого общества. После семи лет им не удалось освоить человеческую речь, они остались немыми.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Советы доктора

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Консультация для начинающих логопедов на основе опыта работы «Почему ребёнок не говорит?»

Альфия Серебренникова
Консультация для начинающих логопедов на основе опыта работы «Почему ребёнок не говорит?»

Итак, с причиной “молчания” определились, исключили тяжёлую нейроорганическую патологию, результатом которой явилась сенсорная, сенсомоторная алалия, расстройство аутистического спектра, исключили тугоухость. “Что делать, если вышеперечисленные диагнозы подтвердились?” – тема отдельных публикаций. В любом случае наша помощь данным детям необходима, но работать нужно вкупе с медиками: неврологами, психиатрами, отолорингологами.

Наши дальнейшие действия, как логопеда:

В своей работе используем всевозможные пути стимуляции речи, не на все ребёнок может откликнуться, поэтому нужно обзавестись терпением и научить родителей, что запуск речи – процесс длительный.

Во-первых, необходимо создать среду, в которой ребёнок вынужден общаться. В идеале – это детский коллектив. Я всем своим детишкам рекомендую детский сад: хоть частный, хоть детскую студию или кратковременную группу, где малыш пусть несколько часов, но будет общаться с “себе подобными”.

Ещё один факт в пользу идеи коллектива для алаликов. Моё постоянное место работы – дом ребёнка. Основная масса детей при поступлении имеют различные нарушения речи (если поступают в возрасте старше 1 года, есть и алалики. У части детей наблюдается мутизм после психотравмы. Каких-то особых методов заведения речи я с ними не использую: артикуляционная гимнастика (которая в коллективе выполняется большей частью по подражанию своим умелым сверстникам и удовольствие от неё больше, логоритмика (а вместе с ней музыкальные занятия, постоянное пропевание песен с детьми в группе). Конечно, если есть препятствия для речи в артикуляционном аппарате, массаж логопедический провожу с зондами и без, но массаж – не главное в запуске речи. Через 3-6 месяцев детей не узнать! Поступив с ОНР 1 степени, они за менее чем через год уже имеют 2 или 3 степень ОНР, некоторых детишек с мутизмом выводим на норму в речевом развитии. Большую роль, конечно, играют ежедневные общеразвивающие занятия с детьми, которые поступают в дом ребёнка педагогически запущенные.

В домашних условиях рекомендую родителям создавать прецеденты, в которых ребёнок должен “оречевлять” свою просьбу. Конечно, не доводя до абсурда: ребёнок уже бьётся в истерике, а мама не даёт ему любимую игрушку, пока тот чётко не назовёт эту игрушку. Радоваться любому, похожему на слово звуку. Малыш должен себя услышать, свой голос, понять его значимость.

Во-вторых, если у ребёнка нет речи, но он её хорошо понимает, даже при наличии звукоподражания и первых упрощённых слов для повторения даём образцы упрощённых слов, но при этом обязательно называем и правильную форму. Например: Это утя, уточка, дай утю, уточку, давай вместе скажем: У-тя. Как только ребёнок сам произносит новое (упрощённое) слово, исключаем упрощённый вариант из своей речи.

Основная форма занятия по запуску речи – сюжетная игра. Заготовить нужно несколько различных игр, чтобы постоянно держать детей на интересе. Обыгрываем привычные бытовые ситуации. У каждого – например, по кукле. Каждому – свой набор мебели, одежды, посуды. Можно использовать настоящую мебель и посуду. Можно обыгрывать сказочные сюжеты.

Для повторения в совместной сюжетной игре даём образец короткой фр азы, состоящей из одно-двусложных слов. Так же, общаясь с ребёнком в обыденной жизни, стараемся упростить обращённую к ребёнку речь.

Например: Ешь, хрюша! Киса, иди! Иди сюда. Пей, киса! Миша, спи! Бай-бай! Надо кашу? Попроси: дай или надо! Это чья рука? твоя (пауза) Скажи: моя рука. Пей чай, папа! Это – ванна, будем купаться, иди в ванну. Вот- вода, скажи – вода. А это- мыло, надо мыло? (пауза) Я мою Ваню, А ты, Ваня, кого моешь? Я мою куклу (отвечаем за ребёнка). Задавая ребёнку образец, провоцируя его на повторение, делаем паузы, ожидая ответа, если не дождались – отвечаем за ребёнка. Дикция при работе с неговорящими детьми должна быть безупречная, темп речи средний.

На первых занятиях ребёнок может не повторить за Вами ничего. Нужно минимум два занятия, чтобы начать получать ответную реакцию ребёнка.

Дети легко усваивают указательные частицы: вот, там, тут.

У Светланы Большаковой есть книга “Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей”, где расписан план усвоения детьми слоговой структуры слова и в качестве примеров дан речевой материал. У этого же автора есть картинный материал, карточки представлены от слов первого класса и выше.

Кроме методики Большаковой, в своей работе я использую авторское пособие логопеда Юлии Орловой, выпускающей свою продукцию под логотипом “Болтушка”. Материал представляет собой деревянные крошечные фигурки в количестве 100 штук. Пособие называется “Первоклассные слова”.

Пока не нашла такое замечательное пособие, пользовалась мелкими предметами из киндер-сюрпризов, рылась в магазинах сети Фикс-прайс в поисках материального воплощения “первоклассных” слов.

Фигурки я закапываю в таз песка, гороха, щепок. Дети подолгу роются в тазу, достают фигурки. Также использую в сюжетных играх мелкую мебель, посуду, домики, мелкие овощи и фрукты, грибочки и т. д. Мелкие – чтобы попутно тренировать пинцетный захват, ловкость движений пальцами, крупа – обогащает тактильные ощущения, перебирание крупы действует, как релаксация на некоторых детей. В конце занятия в качестве награды можно предложить в том же тазу откопать сюрприз – конфетку. Можно попробовать доставать фигурки босыми ногами. Можно доставать только съедобные предметы, сладкие или только фрукты.

Вообще, когда речи нет, тактильные ощущения начинают играть особенную роль. Очень хорошо действуют, как стимулы для общения, игры с водой, с песком.

В-третьих, параллельно ведётся работа над формированием пространственного мышления. Прячем в комнате предметы и по инструкции ребёнок ищет их, отрабатываем предлоги, наречия. Попутно запоминаем сенсорные понятия. Например: один сюрприз спрятался под красной круглой чашкой, а другой – под жёлтой высокой посудой, а третий – под квадратной деревянной крышкой и т. д.

Для развития пространственных представлений в коробке из-под сапог можно соорудить целый город, где дорожки будут из настоящего песка, трава – настоящая, деревья – ветки, пруд – таз с водой.

Попутно можно озвучить: как дует ветер, как шумит трава, как сыпется песок, как льётся вода, как летят жуки, как прыгают зайцы и т. п.

Для “оречевления” используем различные материал. При этом вырабатываем у ребёнка терпение (или по Большаковой: формируем очерёдность в деятельности). Например: бросаем пуговицы в воду по очереди с возгласами “плюх! упала! утонула!”, а потом по очерёдности вылавливаем, также сопровождая короткими возгласами: “я поймала!”. Или игра с компостером “бабочка”: по очерёдности сажаем “бабочку” на цветок со звуком“чик-чик!”, или “села!”, или “вот бабочка!” Можно лопать пузыри на спец. упаковке со звуком “оп!” или “щёлк!”

Обязательно в занятия нужно вставить логоритмику. Можно обыграть приход персонажей для сюжетной игры под музыку. Музыки очень много, можно брать детские песенки или инструментал. Неговорящий ребёнок не сможет подпевать, но он будет подавать звуки, голосить, даже просто слушать и шагать на первых порах. Обычно детям нравятся движения под музыку. Повторяем движения уже с персонажем в руках. Подходим с персонажем к пианино (или другому инструменту, у каждого персонажа – своя клавиша (или свой инструмент, своя высота звучания голоса. Побуждаю детей играть и петь голосами персонажей.

Одно из упражнений логоритмики: вышагиваем слова. Напоминает пионерские речёвки. Под бодрый марш, с какой-нибудь хлопушкой в руке (маракасом, шагаем вместе с ребёнком (можно и маму задействовать, выкрикиваем при этом слова: двух-трёхсложные. Можно отпрыгивать слова через палки, через лежащие на полу обручи.

Выполняем музыкальные упражнения и без слов, например: отбиваем ритм. Предлагаю детям на магнитной доске выложить 3 или 4 (по моей просьбе) кружочка. Это нотки. Можно нарисовать полосы, кружочки и т. д. одну нотку делаем больше (длиннее) других – это сильная доля. Далее под специальную музыку (песенки или инструментал с соответствующим ритмом) отбиваем ритм на любом инструменте, на доске (стучим по нарисованным ноткам, можно присоединить движения ногами и руками, например – ходьба вперёд-назад-налево-направо по команде педагога, последний шаг соответствует сильной доле и он отстукивается сильнее. Когда ребёнок начнёт попадать в ритм (а это случится не на первом и даже не на втором занятии, подключаем голос.

Работа над формированием слоговой структуры слова (слова первого класса) ведётся параллельно с автоматизацией счёта. В идеале – до 5-ти, но для детей 2 лет можно и до 3-х. У меня есть ритуал: входя и выходя из кабинета дети проходят первое испытание – лесенку (выложенные на полу пластины с цифрами или точками). Входим: счёт прямой, выходим: обратный.

Выпущено много пособий разных авторов по логоритмике с конспектами занятий для разных возрастных групп. Широко известны книги М. Ю. Картушиной.

Опыт показал, что активнее всего дети ведут себя на групповых логоритмических занятиях.

Ещё один метод, который подтвердил свою эффективность – метод мануального сопровождения (у Большаковой С. Е.) или фонетическая ритмика (у Томилиной С. М.). Я называю его – “язык тела”. суть его: определённые движения рук соответствуют одной из 6 гласных. Произносим слово по слогам, на каждый слог разводим руками (это по Томилиной С. М.). Для детей 2-3 лет я согласные не беру. Только гласные, закрытый слог – рука в кулак. Первое время дети отчаянно сопротивляются, тогда работаем руками ребёнка.

Дома родителям следует делать то же самое. Я прошу родителей периодически приходить на занятия и снимать видео. Обязательно снимаем первые занятия, чтобы прослеживалась разница в развитии ребёнка. Плюс – показ видео с занятий ребёнку также является неплохим стимулом для активной речи.

В завершении темы, хочется выделить ещё один труд Большаковой С. Е., выпуска 2019 года под названием “Алалия: Работа на начальном этапе”. Он рассчитан на детей с 4 лет с тяжёлыми формами алалии, но сохранённым интеллектом. В книге представлено всестороннее воздействие на ребёнка, подробно описаны приёмы. Там же представлен и метод мануального сопровождения. Некоторые из этих приёмов можно использовать и с малышами 2-3 лет.

Консультация для родителей «12 причин, почему ребёнок растет непослушным» «12 причин, почему ребёнок растет непослушным». Воспитание — это очень непростой процесс, сколько бы лет ни было вашему ребенку. Это серьезное.

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок» Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Консультация для начинающих воспитателей «Родительское собрание» Предлагаю Вашему вниманию консультацию для молодого специалиста, которая поможет провести родительское собрание в группе. Если это первое.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребёнок врет» Механизм формирования детской лжи. Многие ли из нас задумывались, почему дети начинают говорить неправду? Вопрос в том, что дети очень часто.

Консультация для воспитателей «Почему ребёнок играет?» Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит.

Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?» Почему мой ребёнок никак не начнёт читать? Он знает все буквы! Все вокруг читают, а МОЙ нет! Вот с такими вопросами очень часто обращаются.

Правильно ли говорит ваш ребёнок? Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *