Как понять что лопнула киста яичника и какие будут последствия?

Резкая сильная боль в животе может являться симптомом опасного заболевания и требует немедленного обращения к специалисту, чтобы предотвратить необратимые последствия.

Не стоит заниматься самолечением, принимая обезболивающие препараты или делая согревающие компрессы. Одним из таких заболеваний, которое часто характеризуется болезненностью внизу живота, является апоплексия.

Боль при данном диагнозе вызывает разрыв кисты яичника. Это крайне серьезное заболевание, для устранения которого необходимо оперативное вмешательство.

Характерные особенности

Киста яичника – нередкое явление, которому подвержены женщины, как правило, от 20 до 35 лет. Ее часто диагностируют при проведении ультразвукового исследования, однако не все женщины обращают на образование кисты должное внимание, полагая, что это не представляет для них опасности.

Но разрыв кисты считается острой формой патологии и случается у 1-2,5% пациенток. Он в основном происходит во второй фазе менструального периода. В зоне особого риска находятся представительницы женского пола в детородном возрасте.

При разрыве капсула кисты разрушается, заполняя внутренней жидкостью и кровью пустоты в области малого таза. Яичник состоит из множества кровеносных сосудиков.

В особо опасных ситуациях при разрыве случается обильная потеря крови, появляется гематома, кровь попадает за пределы яичника.

Правый яичник более снабжен кровью, по этой причине в нем чаще всего и диагностируется апоплексия. В той ситуации, когда за пределы проникает немного крови, симптоматика может отсутствовать или быть невыраженной.

При большой кровопотере симптомы проявляются очень остро, пациентка нуждается в незамедлительной госпитализации.

Лечение апоплексии в большинстве случаев хирургическое. Случаются ситуации, когда спасти яичник уже нет возможности и его удаляют. Во избежание крайних мер диагностика апоплексии должна занимать очень сжатые сроки.

Основные признаки разрыва кисты яичника – ощутимые боли в нижней части живота и появление внутреннего кровотечения.

Часто за небольшой срок до разрыва ощущаются периодические боли внизу живота, изредка случаются мажущие выделения коричневого цвета, проявляются болезненные ощущения во время секса или при сверхмерных нагрузках. Данные симптомы носят периодический характер и зачастую игнорируются.

Причины

Основные причины, провоцирующие данное заболевание:

Симптоматика

Как же выяснить, что лопнула киста яичника? Симптомы разрыва следующие:

Симптомы разрыва кисты яичника схожи с симптоматикой внематочной беременности, воспаления аппендикса или язвой желудка. Скорая и точная диагностика, выявление степени тяжести заболевания позволяет избежать неблагоприятных последствий.

Если потери крови составили менее 150 мл, то врачи диагностируют легкую степень заболевания, а если свыше 500 мл – тяжелую.

В зависимости от этих факторов разрабатывается тактика лечения. Исследуются анализы крови пациента, назначается ультразвуковое исследование и, в случае необходимости, проводится лапароскопии.

Диагностика

Предварительный диагноз часто может поставить с помощью посещения кабинета гинеколога. Если лопнула киста яичника, признаки наблюдаются следующие:

Самым быстрым, точным и современным методом диагностирования считается лапароскопия. С помощью нее можно моментально установить, что лопнула киста яичника, оценить кровопотери и диагностировать сопутствующие заболевания.

Последствия разрыва

При разрыве кисты яичника последствия бывают очень тяжкими и рискованными для жизни:

В послеоперационный период терапия направлена на уменьшение рисков возможных негативных последствий и избавление от гормональных нарушений, которые и считаются главным провоцирующим фактором апоплексии.

Разновидности

При назначении лечения учитывают вид апоплексии. Различают следующие виды:

При малых кровопотерях при разрыве кисты яичника симптомы слабовыраженные, поэтому часто не воспринимаются пациентками всерьез, и они отказываются от операционного вмешательства.

Однако статистика доказывает, что оптимальным вариантом при апоплексии является немедленная операция.

Почти 90% пациенток выбравших терапию вместо операции, впоследствии страдают от образования спаек, что в 43% случаев чревато бесплодием. Рецидив также является частым явлением при терапевтическом лечении.

Лечение

Терапевтическое лечение назначается только после тщательного обследования. Консервативная терапия (без операции) назначается, если состояние пациента оценивается, как удовлетворительное, подтверждено отсутствие внутрибрюшного кровотечения и острых болевых ощущений.

Пациенту прописывается постельный режим, обезболивающие и кровоостанавливающие препараты, охлаждающие компрессы на низ живота. Даже терапевтические процедуры необходимо проходить в стационаре под постоянным наблюдением врачей.

Стоит вовремя обращаться к специалистам, чтобы сохранить репродуктивную функцию, а в некоторых случаях и спасти свою жизнь.

Операция

Самым достоверным способом вылечить данное заболевание и избежать отрицательных последствий является хирургическая операция. Однако заранее нельзя точно предсказать по какому сценарию она будет проходить.

Хирург принимает решение лишь после тщательного осмотра поврежденных органов. В одном случае, необходимо срочно остановить внутреннее кровотечение, прижечь кровоточащие области и осуществить перевязку пострадавших сосудов.

В другом случае, требуется восстановление целостности яичника. Визуальный осмотр позволяет оценить степень повреждения и принять решение о сохранении или удалении яичника.

В том случае, если диагностика была проведена своевременно, орган удается сохранить – поврежденный участок подлежит удалению, яичник ушивается. Если повреждения необратимы, то врач вынужден удалить яичник.

Во время операции проводят тщательное устранение излившейся крови, так как впоследствии ее остатки могут провести к развитию различных воспалений и способствовать образованию спаек.

Восстановление после успешно проведенной операции длится всего неделю, затем пациент может вернуться к обычному образу жизни.

Если лопнула киста яичника, последствия могут оказаться очень острыми – от бесплодия до смертельного исхода. В целях профилактики различных гинекологических заболеваний, каждая женщина должна ежегодно проходить гинекологический осмотр и ультразвуковое исследование.

При появлении болей в области живота и малого таза, кровянистых выделений, необходимо немедленное посещение врача.

Разрыв кисты яичника: симптомы, последствия, причины

Существует много болезней половых органов у женщин, которые приводят к непоправимым последствиям, но одна из самых сложных и опасных — разрыв кисты яичника. Это серьезная патология, при которой содержимое кистозного мешочка выходит наружу, в брюшную полость.

Разрыв яичника опасен возможным развитием перитонита, который угрожает здоровью женщины. Если вдруг этот процесс наступил, то, не откладывая нужно обратиться в гинекологию.

Нужно ли лечить кисту яичника до разрыва?

От образования кисты не застрахована ни одна женщина. При кисте симптомы не всегда выражены, но могут присутствовать ноющая боль внизу живота, повышенная температура. Вот эти признаки должны заставить женщину пройти обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие кистозного образования.

Иногда кисты обнаруживаются во время обследования на УЗИ. В этом случае гинеколог определяет тип образования. Существуют функциональные кисты, которые сами рассасываются. Все остальные новообразования должны тщательно контролироваться и лечиться.

Формирование и рассасывание кисты часто игнорируется, но любой вид кистозного новообразования, а их очень много, склонен к прогрессу. Во время активного роста кисты с увеличением внутри нее жидкости, часто случается разрыв кисты яичника. Вот тогда, патология, которая могла быть вылечена самыми доступными методами, превращается в опасную, угрожающую жизни проблему.

Причины, приведшие к разрыву стенок мешочка кисты

Существуют определенные причины, которые могут спровоцировать разрыв кисты яичника:

  1. гормональные сбои;
  2. затяжное свертывание крови;
  3. воспаление яичников, которое влечет за собой истончение стенок кистозного мешочка;
  4. поднятие тяжестей;
  5. частые и активные половые акты.

Какие симптомы укажут на разрыв кисты?

Признак «острого живота» укажет на перекрут ножки или разрыв кисты яичника. Симптом не всегда может говорить именно об этой патологии, но резкая сильнейшая боль в области живота, особенно нижней части, должна заставить женщину обратиться к гинекологу.

Если она сопровождается высокой температурой, рвотой и напряжением мышц живота, все это вместе указывает на разрыв кисты яичника — причины, спровоцировавшие это состояние. Симптоматика подобного рода приводит к экстренной операции.

Симптомы разрыва яичника, которые должны заставить женщину обратиться к гинекологу:

  1. высокая температура, неподдающаяся жаропонижающим средствам;
  2. резкая боль в животе, постоянно нарастающая;
  3. слабость и нестабильное состояние организма;
  4. необычные влагалищные выделения;
  5. интоксикация организма;
  6. кровотечения из матки;
  7. бледные покровы кожи;
  8. обморочное состояние;
  9. запор, газовыделение;
  10. снижение АД.

Эти признаки разрыва кисты яичника нельзя не заметить, как только они появились, стоит срочно обратиться в больницу, только вовремя оказанная медицинская помощь поможет избежать серьезных и непоправимых последствий.

Подтвердить разрыв яичников у женщин, можно используя диагностику:

  1. УЗИ малого таза;
  2. Взятие пункции из брюшины через влагалище;
  3. Лапароскопию.

Лечение препаратами

Разрыв кистозного новообразования — показание к экстренной госпитализации. В больнице доктор разрабатывает лечение. Оно проводится лекарственными препаратами, в сложных случаях применяют лапароскопическую операцию. Во время данной процедуры полностью убирается фолликул и часть яичника, если женщина еще собирается рожать.

У женщин в возрасте, яичник убирается полностью и устраняется кровотечение.

Если вовремя не устранить разрыв яичника, последствия могут быть непоправимыми, несвоевременное обращение может стоить пациентке жизни.

Использовать народные средства в лечении запрещено, травы могут снять симптомы, но не могут вылечить разрыв. Их применение может лишь усложнить диагностику в дальнейшем и привести к более тяжелым последствиям.

Последствия разрыва кисты яичника

Разрыв кисты яичника приводит к необратимым процессам.

  1. Анемия, вызванная потерей крови;
  2. Несвоевременная госпитализация приводит в некоторых случаях к смерти пациентки;
  3. Спаечный процесс после операции провоцирует бесплодие или же способствует зачатию в трубах, а не в матке;
  4. Разрывы кисты яичника впоследствии влекут воспаления в брюшине, перитонит с гноем, который потребует еще одной операции.

При разрыве яичника, последствия могут быть непоправимыми, поэтому используйте профилактические меры, которые помогут не довести до критичной ситуации.

Профилактические меры

Всем известно, что болезнь лучше предотвратить, чем в дальнейшем лечить. Женщинам обязательно нужно:

Соблюдение всех этих правил не приведет к разрыву кисты и дальнейшему хирургическому вмешательству. Только сама женщина может первая определить сбои в организме и, обратившись вовремя к гинекологу, сможет избежать необратимых последствий.

Развитие ребенка в 3 месяца

В первый год кроха развивается стремительно быстро, радуя родителей новыми умениями каждый месяц. Трехмесячный карапуз меняется внешне и в эмоциональном плане. Давайте узнаем, какие именно новые навыки приобретает кроха в этом возрасте и как родители могут помочь карапузу развиваться.

Физиологические изменения

О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.

Физическое развитие

В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).

Рост, масса тела и другие показатели физического развития ребенка определяются многими факторами – наследственностью, наличием заболеваний, типом вскармливания и другими.

Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:

Показатель

Среднее значение в 3 месяца

Мальчики в 3-4 месяца

Девочки в 3-4 месяца

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Читайте также:  Скипидарная мазь - инструкция по применению, показания и противопоказания для детей и взрослых

Что малыш умеет?

Занятия для развития

Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.

Потешки сделают массаж веселее.

Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.

Начинайте утро малютки с гигиенических процедур, протирая младенцу лицо и глазки, а при необходимости – носик и ушки. После дефекации и нескольких мочеиспусканий подмывайте малыша под проточной водой. Если с кожей крохи все в порядке, злоупотреблять применением детской косметики не стоит.

Ноготки крохи нужно проверять ежедневно, а срезать их лучше всего после купания, когда ногтевые пластинки более мягкие. Если младенец протестует против такой процедуры, можно подстригать ногти у спящего ребенка. Пользуйтесь для этой цели специальными ножницами для малышей и обязательно проверьте ногти после стрижки (проведите по ним пальцем), чтобы убедиться в отсутствии острых краев.

Для закаливания крохи используйте воздушные ванны (их длительность – до 10 минут), прогулки, во время которых малыш будет спать на свежем воздухе, умывание, обтирания. Купайте кроху ежедневно, лучше всего перед ночным сном, но можно и в другое удобное для вас время. Например, если купание возбуждает кроху, его стоит перенести на более раннее время.

Режим дня

К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).

Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.

Кормление грудничков, получающих лишь мамино молоко, как и прежде, проводится по требованию. Большинство малышей просит мамину грудь перед сном и сразу после него. Среднее количество грудных кормлений в этом возрасте – 10-12 днем и 2-4 в ночное время. При этом кроха часто отрывается от маминой груди в процессе кормления. Средний перерыв между длительными кормлениями – от 2,5 до 3,5 часов.

Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.

Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.

Обычный день

С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:

Пробуждение для первого кормления, утренний туалет.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.

Прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления, период бодрствования.

Третий дневной сон.

Пробуждение, развивающие игры.

Четвертое кормление, после чего прогулка и сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение и период бодрствования.

Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.

Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.

Частые проблемы

  1. Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
  2. Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
  3. Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.

На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору.

Развитие ребенка в 3 месяца

В первый год ребенок развивается очень быстрыми темпами. Новые умения появляются буквально ежедневно, и очень часто малыши «выдают» целый комплекс новаций разом, совершая настоящий скачок. Особенно показательным в этом плане является третий месяц жизни малыша.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Можно выделить основные «достижения», которые демонстрирует ребенок в 3 месяца:

  1. Благодаря интенсивному развитию подкожно-жировой ткани 3-месячный ребенок «округляется»: его тельце становится пухленьким, появляются щечки и складки-перевязочки на конечностях.
  2. В физическом плане малыш приобретает новые умения. К 3 месяцам дети осваивают переворот со спинки на животик, а лежа на животе, могут в течение нескольких минут приподниматься, опираясь на предплечья.
  3. Начинает вырисовываться подобие режима дня: спать и бодрствовать ребенок начинает примерно в одни и те же часы, поэтому маме становится проще планировать свой день. ПОДРОБНО о режиме дня ребенка в 3 месяца по часам.
  4. Начинается период, когда малыш все пробует «на зуб».

Ну а теперь более подробно поговорим о развитии ребенка во всех сферах.

Рост и вес

Физическое развитие ребенка всегда очень волнует и родителей, и педиатров. Ежемесячные визиты в поликлинику сопровождаются не только общим осмотром, но и измерением веса и роста. Вообще, показатель нормы роста и веса является очень условным. Для ребенка в 3 месяца можно примерно ориентироваться на следующие цифры:

На рост и вес влияют разные факторы: вес и рост при рождении, тип питания, генетика. Таблицы, которыми пользуется большинство педиатров, разрабатывались советскими специалистами и составлены на основе данных о детях, получающих искусственную смесь.

таблица прибавки роста и веса (клик для увеличения)

В настоящее время многие мамы настроены исключительно на грудное вскармливание, поэтому параметры малыша могут отличаться от табличных цифр. Для педиатра это может быть поводом говорить о недоборе или избытке массы тела, но если вы кормите грудью, запомните, что на ГВ прибавки могут быть от 0,5 до 2 кг. Перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно, недокормить можно только в том случае, если нарушена техника вскармливания (как правильно кормить грудью). Например, если мама не позволяет малышу находиться у груди столько, сколько он требует, или часто меняет грудь.

Мамам грудничков стоит спокойнее относиться к несовпадениям роста и веса ребенка с некими цифрами. Если ребенок активен, хорошо кушает, спит, активно изучает окружающий мир, если он писает не менее 12 раз в день и какает 6-8 раз, у него растут волосики и ногти – значит, он в полном порядке.

Рефлексы в три месяца

Поведение младенца и совершаемые им действия регулируются с помощью рефлексов и инстинктов. Большинство рефлексов новорождённых уже угасают к 3 месяцам. Так, например, в этом возрасте наличие следующих рефлексов может указывать на неврологическую патологию:

Некоторые рефлексы ещё могут сохраняться. Например, рефлекс Моро, выражающийся в том, что ребенок вскидывает ручки и растопыривает пальчики, когда его укладывают на спину или приподнимают его ножки над поверхностью. Этот древний рефлекс эволюционно выработан для защиты ребенка от падения.

А вот сосательный рефлекс и рефлекс ползанья в 3 месяца ещё очень ярко выражены, поскольку они непосредственно участвуют в выживании и гармоничном развитии ребенка.

Новые умения

Основные умения, которые формируются к 3 месяцам:

В этом вопросе тоже нет строгих норм. Кто-то из малышей совершает все эти действия уже в три месяца, кто-то начинает делать первые попытки только ближе к 4-5 месяцем. У каждого маленького человечка своя скорость развития, поэтому если малыш здоров и не имеет никаких неврологических проблем, он обязательно научиться переворачиваться и приподниматься (когда дети начинают переворачиваться).

Читайте также:  Обзор микстур для детей от кашля: сухая, жидкие сиропы, препараты для грудничков до года

Кстати, процесс овладения новыми навыками можно немного ускорить. В этом родителям помогут следующие советы:

  1. К стандартной ежедневной гимнастике добавьте упражнение, стимулирующее перевороты. Малыш лежит на спинке, его правую ножку нужно приподнять, придерживая за голень, и повести налево, как бы перекидывая ее через тельце. Этот в момент в переворотах является для ребенка самым сложным, потому что именно он придает всему телу импульс для совершения движения. Позже детки научаются сами отталкиваться от горизонтальной поверхности.
  2. Добросовестно выполняйте весь комплекс упражнений, который рекомендуют педиатры. В основе всех новых физических навыков лежит общее хорошее развитие тела и мышц малыша.
  3. Поспособствовать развитию второго умения можно очень простым способом: регулярно укладывайте ребенка на живот. А чтобы лежать в такой позе было интересно, разложите перед ним яркие игрушки. Отличным вариантом для этого возраста является развивающий коврик. На нем малышу не будет скучно ни на спине, ни на животике. Многие коврики имеют небольшое круглое зеркальце в комплекте. Рассматривать там свое отражение, лежа на животе – увлекательное занятие.

Ещё один совет касается безопасности: после того, как малыш научился переворачиваться, не оставляйте его одного на высоких поверхностях (на диване или пеленальном столике). Кроха может упасть и получить травмы. Если вам нужно выйти из комнаты – переложите малыша в кроватку или шезлонг.

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

Психическое и эмоциональное развитие к 3 месяцам тоже набирает обороты. В первую очередь очень активно развиваются органы чувств и базовые психические функции.

Зрение

Значительно изменилось зрение. Теперь ребенок умеет следить взором за движущейся игрушкой, способен всматриваться в объект. Это значит, что у малыша развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать предмет как комплекс свойств, и чем большим количеством органов чувств он может воспринять предмет, тем большую информацию о предмете наблюдения он получит. Именно поэтому малыши так любят не только рассматривать, но и пытаться укусить или облизать все, что попадает в ручку.

Слух ребенка тоже развивается и совершенствуется. В возрасте 3 месяцев малыш уже прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, безошибочно может определить источник звука, и, конечно, уже очень хорошо знает родные голоса. На мамин голос малыш поворачивает головку в ее сторону и улыбается.

Ощущение и восприятие для ребенка в 3 месяца являются главными психическими процессами, благодаря которым происходит изучение окружающего мира. Эти два процесса происходят во всех сферах чувствования: зрение, слух, обоняние, осязание. Малышу очень нравится трогать пальчиками разные поверхности и предметы, облизывать погремушки, рассматривать картинки и лица людей, наслаждаться разными звуками.

Огромный прогресс наблюдается и в эмоциональной сфере. В 3 месяца дети начинают дарить свои первые осознанные улыбки, самые искренние и открытые. Главной новацией этого возраста является «комплекс оживления» – яркая эмоциональная реакция, которую демонстрирует ребенок при появлении близкого взрослого. «Комплекс оживления» проявляется не только в улыбках. Малыш начинает активно гулить, шевелить ручками и ножками, всеми способами показывая, как он рад видеть родного человека.

Питание и сон

Как мы уже говорили, к трем месяцам начинает формироваться режим дня. Этот режим еще будет неоднократно меняться, но для мамы уже появляется какая-то определенность и возможность планировать свои дела. В основном малыш, как и новорожденный ребенок, проводит время за едой и сном, но уже появляются периоды активного бодрствования. Главные вопросы в связи с этим: сколько ест и сколько спит трехмесячный малыш?

Сон, как и раньше, занимает большую часть суток. В таком возрасте дети спят в сумме до 17 часов. Обычно из них 9-10 часов приходятся на ночь, а остальные распределяются на 4 дневных сна.

О еде можно сказать очень много, но мы сосредоточимся на основных моментах.

Если питание ребенка – это смесь из бутылочки, то режим и объем кормлений определяется рекомендациями производителей адаптированной смеси. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, сосут грудь по первому требованию и находятся у груди столько, столько им это нужно.

Для мам, кормящих грудью, полезно будет знать, что 3 месяца – время скачка роста и лактационного кризиса. Это своего рода переломный момент, который очень важно пройти успешно.

Ребенок активно изучает мир, поэтому с прикладыванием к груди могут возникнуть трудности. Многие мамы рассказывают, что ребенок начинает вертеться, оглядываться рассматривать все вокруг, отвлекаясь от груди.

Не зная о таких особенностях, беспокойное поведение малыша у груди и отсутствие приливов мама может истолковать как недостаток молока и начать докорм смесью. Делать этого не стоит. В самый критический период, который длится всего пару дней, лучше сосредоточиться на ребенке и постоянно предлагать грудь, отложив все домашние и личные дела – это поможет сохранить лактацию и успешно преодолеть сложный момент.

Педиатры старой закалки и любящие бабушки нередко начинают настаивать на введении прикорма в 3-месячном возрасте. Обычно речь идет о яблочном соке, а затем и пюре. Для детей, находящихся на грудном вскармливании, эти рекомендации уже давно не актуальны.

Чем занять кроху: игры с ребенком

В моменты активного бодрствования малышу уже не интересно просто лежать в кроватке. Любознательный карапуз стремится увидеть и услышать что-нибудь новое и интересное.

Игры в этом возрасте достаточно простые и короткие. Здорово, если игра сопровождается веселой потешкой или просто стихотворением. Дело в том, что в 3 месяца уже начинает развиваться речь. Ребенок издает первые звуки, которые на научном языке называются предречевыми вокализациями. Это протяжные гласные звуки: у-у-у, а-а-а, э-э-э. Для полноценного развития речи просто необходимо слышать слова и звуки. Фольклорные произведения подходят для младенцев как нельзя лучше, ведь они специально сочинялись нашими предками и произносятся всегда нараспев.

В рамках игры можно сделать пальчиковую гимнастику, массаж ладошек и стоп, или предложить малышу потрогать своей ручкой разные фактуры (кусочки ткани, крупа и др.). Игры с погремушкой – тоже отличный вариант для 3 месяцев.

Можно предложить ребенку рассматривать крупные картинки в книжке, обязательно проговаривая и называя все предметы и детали. Сами картинки для такого возраста должны быть весьма схематичными и простыми.

Общение с ребенком важно не только во время игр. Разговорами с малышом необходимо сопровождать каждый контакт с ним, будь то одевание на прогулку или смена подгузника. Речь должна быть эмоциональной и спокойной. Для ребенка это не только способ развития, но и показатель маминой любви и принятия, а это даже важнее, чем новая информация и навыки.

Видео: Чем занять 3-х месячного ребенка

Маме нужны свободные полчаса. Как развлечь ребенка на это время с пользой для его развития? А самой успеть приготовить ужин?

Третий месяц жизни. Календарь развития ребенка

Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Развитие ребенка в 3 месяца: нормы, проблемы и советы

Возраст 3 месяца – это время удивительных открытий, новых навыков и скачков в развитии. Это уже не новорожденный, который все время только ест и спит. Дети в 3 месяца жаждут познавать мир, учатся с ними взаимодействовать и устанавливать контакт с окружающими людьми. Практически каждый день в арсенале умений ребенка появляется что-то новое. Расскажем подробнее, что нужно знать о развитии малыша в этот период.

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

С 0 до 3 месяцев ребенок продолжает активно расти. Каждый месяц он прибавляет в росте примерно 2-3 см, а в весе — 750-800 г1. В 3 месяца ребенок должен весить 5-6 кг. Мальчики обычно весят больше, чем девочки.

Эти параметры родители могут оценивать самостоятельно, но также их обязательно измеряет медсестра при плановом медицинском осмотре. Кроме роста и веса, она определяет окружность головы и груди. Голова ребенка в 3 месяца достигает величины 38-39 см. Окружность грудной клетки также составляет 38-39 см.

Важно, чтобы эти показатели были в пределах нормы. Если есть отклонения в любую сторону — нужно разбираться, почему так происходит.

Чтобы правильно измерить рост ребенка, нужно положить его на твердую ровную поверхность, слегка надавить на колени и бережно зафиксировать голову. Длина тела измеряется от макушки для пяточек. В одиночку сделать это сложно — лучше взять помощника. Вес младенца измеряется на специальных весах в горизонтальном положении.

При оценке физического развития ребенка важно знать не только то, сколько он весит или какого он роста, а насколько гармонично происходят эти процессы. Следует помнить: грудничок не растет равномерно. Больше всего он набирает в весе и росте во внутриутробном периоде. Сразу после рождения происходит естественная убыть массы тела, связанная с адаптацией к новым условиям существования. Затем малыш снова продолжает расти, но темпы набора роста и веса будут уже не столь значительны.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 месяца

Родителям интересно знать, что умеет делать ребенок в три месяца, и какие новые навыки он осваивает. Для удобства восприятия мы собрали всю необходимую информацию в таблицу 2 .

Календарь развития ребенка в 3 месяца

Эта таблица показывает лишь приблизительные параметры, которым должен соответствовать ребенок в возрасте 3-4 месяцев в своем развитии. Однако следует помнить: все дети разные, и они не всегда вписываются в установленные педиатрами рамки. Это не всегда означает отклонения или болезни, нередко — это всего лишь особенности развития, свойственные для вашего малыша. И если вы задаетесь вопросом, что умеет ваш малыш — не сравнивайте его с другими детьми. Ориентируйтесь только на него самого и сравнивайте его трехмесячного с тем младенцем, что был всего лишь месяц или два назад.

Конечно, бывают ситуации, когда развитие ребенка в возрасте 3 месяцев замедляется. И если ваш малыш, например, не может самостоятельно держать голову — стоит проконсультироваться с педиатром. А вот если ребенок в 3 месяца не переворачивается — волноваться не нужно. Согласно современным рекомендациям педиатров, он может начать это делать не ранее, чем в 4-5 месяцев.

Питание малыша в 3 месяца

На третьем месяце жизни малыш все еще находится на грудном. Если у мамы хватает молока, она кормит им младенца — и не добавляет больше ничего.

По рекомендациям ВОЗ, прикорм в этом возрасте вводить еще не рекомендуется. Его начинают только тогда, когда грудного молока становится недостаточно для обеспечения потребностей ребенка. Как правило, это возраст около 6 месяцев 3 .

Уход за трехмесячным ребенком

Чтобы развитие трехмесячного ребенка шло полным ходом, ему нужно обеспечить должный уход. В комфортных условиях, согласно позиции современной психологии, малыш быстрее осваивает новые умения.

Поддерживать комфортный микроклимат в помещении. Температура должна быть в пределах 20-22 °C, влажность — 40-60%. Нужно часто проветривать комнаты, в которых бывает ребенок.

Гулять на свежем воздухе. При хорошей погоде и самочувствии рекомендуется гулять каждый день не менее двух часов.

Соблюдать гигиену. Грудного ребенка рекомендуется купать ежедневно, подмывать — по мере необходимости.

Многие родители задаются вопросом, как можно держать ребенка в 3 месяца. В этом возрасте можно носить младенца на руках, прижав его к себе или отвернув от себя — лицом к миру, поддерживая на уровне груди и бедер. Не забывайте придерживать голову – не все дети уверенно держат ее в этом возрасте, и иногда им еще нужна помощь

Развитие младенца в три месяца во многом зависит от контакта с родителями. Очень важно, чтобы малыш получал достаточно материнского и отцовского тепла и заботы. Если ребенок плачет — возьмите его на руки, предложите грудь или смесь, проверьте подгузник и пеленки. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы успокоить малыша. Но бывает и так, что плачем он сигнализирует о дискомфорте — например, если болит животик, заложен нос. Когда плач долго не прекращается, стоит обратиться к врачу и убедиться, что ребенок здоров.

Распорядок дня трехмесячного ребенка

К трем месяцам жизни у малыша вырабатывается собственный ритм сна и бодрствования. Обычно грудничок просыпается самостоятельно утром примерно в одно и то же время. Он сразу ест, затем некоторое время бодрствует и снова засыпает. Просыпается повторно в обеденное время, снова ест и активно играет. Третий сон случается вечером. Затем после очередного периода бодрствования малыш переходит на ночной сон. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, иногда спят до утра, но груднички практически всегда просыпаются на кормление. Это — вариант нормы для ребенка в 3 месяца.

Здоровье ребенка в три месяца

Развитие ребенка в 3 месяца во многом определяется его физическим состоянием. Если малыш здоров, он будет осваивать новые навыки и изучать окружающий мир в соответствии с возрастом. Но если у грудничка есть врожденные или приобретенные заболевания, стоит проконсультироваться с педиатром. Своевременная коррекция выявленных нарушений поможет не только избежать осложнений, но и позволит держать темпы нервно-психического развития в пределах нормы.

Теперь вы знаете, что делает ребенок в возрасте трех месяцев и какие навыки осваивает в этот интересный период. Представляете, что можно младенцу в этом возрасте, какие аспекты его развития критичны и заслуживают пристального внимания. Если у вас появляются сомнения или вопросы — не стесняйтесь задавать их врачу. Будьте в курсе — и пусть малыш растет здоровым!

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

В статье дано описание функции равновесия, особенности развития равновесия у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Статья о развития равновесия в дошкольном возрасте22.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопросам равновесия уделяется большое внимание в системе подготовки дошкольников по физической культуре.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функций равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений.

Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положения, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направленные на сохранение равновесия. Многократное выполнения таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Итак, формирование равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников. От своевременного развития равновесия зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, способствует формированию правильной осанки, а также развитию его двигательной сферы.

Что же такое равновесие?

Равновесие – это способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении. Оно зависит от величины площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначальные попытки удержать определенную позу при сидении, стоянии, ползании. Хорошо известно, как трудно ребенку сохранять устойчивое положение при первых попытках стоять, а потом и ходить. Крепко держится он за опору или за руку взрослого, лишь на короткое мгновение решаясь стоять и ходить самостоятельно. Для того, чтобы уверенно двигаться, когда происходит постоянная смена центра тяжести, нужно научиться сохранять устойчивую позу, применяя выравнивающие движения.

Малыш еще плохо рассчитывает эти действия и выполняет их с большим усилием. Стремясь удержаться, например, в ходьбе по доске, он широко расставляет ноги, наклоняет голову, напрягает плечевой пояс. (Е.Н.Вавилова, 1983).

Трудности сохранения не только вертикальной, но и любой другой позы при действии постоянно меняющихся внешних сил обусловлены тем, что двигательный аппарат человека представляет собой сложную кинематическую цепь с большим числом механических степеней свободы. Дыхательные движения, перемещение крови по сосудам, постоянные неравномерные мышечные напряжения превращают человеческое тело в подвижную систему. Поэтому, при сохранении определенной позы наиболее сложно превратить эту систему в относительно неподвижное «неизменяемое» тело. Однако всякое равновесие относительно и носит временный характер. Другими словами, равновесие человеческого тела – частная форма движения.

Чрезвычайно сложны вопросы управления равновесием у детей дошкольного возраста, особенно ранних лет. Здесь трудно еще говорить о «хорошо организованной функции» сохранения позы в связи с имеющимися возрастными особенностями развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и интегрирующего их деятельность аппарата – центральной нервной системы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, действующую в полном соответствии с получаемыми воздействиями внешней среды. С течением времени растет количество и разнообразие поз, которые ребенок научается поддерживать произвольно и в статическом положении, и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов. Вестибулярные нервные центры находятся под прямым влиянием ядер мозжечка. (Фомин Н.А., 1992). Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. (Бадалян Л.О., 2000). Кора больших полушарий обеспечивает наиболее широкое взаимодействие различных сенсорных систем и их участие в организации двигательных действий человека, в том числе в процессе его спортивной деятельности.

Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичная) сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. У 5-6 летних детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов. Они способны осознанно строить программы движений и контролировать их выполнение, легче перестраивают программы. С возрастом у ребенка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций.

В возрасте 3-6 лет главным регулятором произвольных движений при их программировании и текущем контроле становятся зрительные обратные связи, формирующие единую зрительно-двигательную функциональную систему. Ведущим механизмом является механизм рефлекторного кольцевого регулирования. В процессе движения от нервных центров поступают по прямым связям моторные команды к работающим мышцам, а от зрительных, мышечных и других рецепторов тела по обратным связям передается информация о результатах движения и вносятся сенсорные поправки в моторные программы.

Начиная с 5-6 летнего возраста (по мере созревания двигательной сенсорной системы) осуществляется переход к доминирующей роли проприоцептивных обратных связей. За период с 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела, связанное с важным этапом развития задних третичных полей (нижнетеменных зон коры). Приобретается адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 4г. наблюдается в 50%, в 6-7 лет – 80%.

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.

Сенситивным периодом развития равновесия является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку. (Ашмарин Б.А., 1990).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека, динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах.

В своих исследованиях Кистяковская (1978) уделила внимание развитию функции равновесия у детей дошкольников. Автор выявила основные направления развития статического равновесия у детей разных возрастных групп и уровень развития этого качества у наблюдаемых детей. Тенденция нарастания исследуемой способности детей поддерживать устойчивую позу при стоянии заданным способом сохраняется от возраста к возрасту.

Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно. В равновесии у детей 4 – 7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год. Особенно интенсивно развитие равновесия у детей происходит на шестом году жизни.

У детей дошкольного возраста уменьшение продолжительности равновесия при стоянии зависит не только от наличия или отсутствия зрительного контроля, но и от состояния вестибулярного аппарата, а также всех других систем, принимающих участие в регуляции позы ребенка. У девочек начиная с пятилетнего возраста вся сложная система управления равновесием тела оказывается более сформированной, чем у мальчиков. Это вытекает из меньшей значимости зрительного контроля для продолжительности равновесия при стоянии.

Применение специальных упражнений на равновесие в занятиях по физической культуре приводит к совершенствованию функции равновесия у детей.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ.дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Ваваилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1978.
  4. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб.пособие для биол.спец.вузов. – М.: Высш.шк., 1990.
  5. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб, 1993.
  6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Теория и методики физического воспитания: Учебн. Для студентов фак.физкультуры пед.ин-ов по спец.03.03.»Физ.культура» Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградв, З.Н.Вяткина и др. Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб.пособие для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

Скачки роста у детей до года — сохраняем сон

Скачки развития ребенка до года

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется.

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки.

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка.

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.

19 неделя — мир событий

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.

26 неделя — мир взаимоотношений

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша.

46 неделя — мир последовательностей

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.

55 неделя — мир программ

К году малыш уже понимает, что разные последовательности событий приводят к одному результату.

В этот период кроха начинает ходить. Некоторые родители планируют выход на работу, некоторые мамы прекращают грудное вскармливание. Сепарационная тревога может обостриться и нарушить сон в результате подобных перемен.

Сохраняйте предсказуемые ритуалы перед сном и оставайтесь сами спокойными при укладывании малыша. Если вы «сворачиваете» ГВ, но ребенок не засыпает без груди, обучите малыша навыку самостоятельного засыпания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *