Что должен уметь ребенок в возрасте 2 лет и 1 месяца: схема развития

Опытные педагоги и воспитатели самых маленьких деток не просто так говорят, что с 1 года начинается самое интересное общение с малышом – за ним очень интересно наблюдать, каждый день появляется что-то новое. К 2 годам 1 месяцу кроха становится настоящей личностью, вовсю возражает и на все имеет собственное мнение.

Он проявляет первый вкус, размышляет, нравится ему предмет или нет, показывает настроение, с интересом исследует окружающий мир. Его багаж навыков и знаний пока что мал, он может ошибаться, ведь чаще опирается на интуицию и эмоции, поэтому задача родителей – направить развитие малыша в нужное русло, помочь сформировать ему жизненно важные навыки и привычки.

Безусловно, чтобы знать, что нужно развивать, а что в полном порядке и даже опережает сверстников, следует определить, что должен уметь малыш в 2 года 1 месяц. Сразу стоит сказать, что если что-то из представленного ниже списка ваш ребенок пока что не освоил, не стоит предполагать отклонения от нормы. Каждый человек – это индивидуальность, проявляется она по-своему и в свое время, вы лишь можете ускорить этот процесс.

Эмоциональное развитие крохи в 2 года 1 месяц

Многие молодые родители совершенно недоумевают, когда ребенок вдруг в 2-летнем возрасте начинает топать ногами, нервничать, капризничать, устраивать истерики в магазинах, привлекая всеобщее внимание. Одни мамы терпят и копят в себе недовольство, другие кричат и часто берутся за ремень, третьи вовсе обращаются за помощью к невропатологу, считая, что у любимого чада проблемы с восприятием и психикой. На самом деле глупцом можно сделать каждого, нужно только захотеть. А вот для того чтобы найти правильный подход к крохе, нужно постараться и запастись терпением, самому обучиться многому.

Мы взываем к добросовестным родителям, которые больше всего на свете хотят, чтобы их ребенок вырос не солдатом, который ходит по струнке смирно и выполняет приказы. Важно, чтобы малыш рос счастливой личностью, руководствующейся своими желаниями и просьбами со стороны других, исходя из рационального зерна вопроса, а не из слова «надо».

Поэтому если ребенок недоволен и показывает свои эмоции, то, что он чувствует, не скрываясь за маской страха, это значит, что он развивается правильно, что он смышленый, и в конце концов уже сейчас ему хватает ума высказать свое «Я». Родители, поймите раз и навсегда:

Сейчас он настолько привязан к матери, что ее отсутствие вызывает у малыша панический страх. Поэтому нельзя оставлять кроху наедине с ощущением опасности, возьмите его с собой, постелите на кухне коврик и усадите перебирать гречку, займите увлекательным мультиком или любимой игрушкой.

Как физически развивается ребенок в 2 года 1 месяц

Самое время обратить внимание на физическое развитие малютки. Мнение специалистов относительно этой стадии развития сводится к схеме:

  1. Карапуз должен стоять на ножках и самостоятельно шагать. Отлично, если он вовсю ходит по квартире, осваивая квадратные метры, при этом не падает на сторону, контролирует положение своего тела и равновесие.
  2. Возможно, придется провести ряд развивающих занятий, которые позволят улучшить моторику детских пальчиков. Ребенок способен делать ручонками плавные точные движения. Дайте ему карандаши или цветной фломастер и попросите нарисовать вертикальную линию – она должна получиться ровной и четкой, без отрывов. Потратьте время и постройте вместе с крохой высокую башню из кубиков или конструктора.
  3. Под вашим наблюдением малыш должен уметь разрезать цветную бумагу, газеты. Не важно, сколько он тратит времени на это и как ведет ножницы, главное, чтобы у него получалось пользоваться инструментом.
  4. В 2 года 1 месяц ребенок умеет прыгать на месте, быстро подниматься из положения сидя, спускаться по лестничному пролету, при этом ножки ступают по каждой ступеньке.
  5. Положите перед карапузом мяч, он должен уметь ударять по нему ножкой, сохраняя равновесие.
  6. Интересно, что именно в 2 года 1 месяц родители уже могут определить: их кроха относится к числу правшей или левшей.
  7. Понаблюдайте, как он играет – в идеале присутствует последовательность манипуляций, то есть куклу сначала раздевает, а потом купает, а не наоборот.
  8. Наконец, родителям предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, ведь главным наблюдателем, который повторяет действия взрослых, становится ребенок. Все слова, фразы, эмоции, настроения и поведение малыш впитывает, как губка. Поэтому будьте осторожны в высказываниях, ничего не делайте сгоряча, создайте дома благоприятную и умиротворяющую обстановку.
  9. Если вам необходимо сходить в магазин, взяв с собой малютку, обязательно поясните, куда и зачем вы идете, вовлеките его в процесс, пусть он станет для карапуза осознанным. При желании позвольте крохе самостоятельно уложить в тележку легкие предметы – булочку, макароны, хвалите его за проявленное внимание и участие.
  10. Следующих 2 навыка ребенок в возрасте 2 лет 1 месяца не должен уметь делать, но желательно его обучить. Пора начинать самостоятельно кушать и чистить зубки. Как это происходит? Вы садитесь напротив малыша и показываете, как правильно держать ложку или в каком направлении вести зубную щетку. Создайте стимул, скажите, что все взрослые детки так делают, а ваш малыш вовсе самый лучший и умелый. Вот увидите, ребенок постарается сделать все, чтобы остаться особенным.

Речевые способности в 2 года 1 месяц

Возможность изъясняться также определяет интеллектуальное развитие малютки. Что должен выговаривать ребенок:

Привлекайте кроху к командной игре, когда он пойдет в школу, отсутствие коммуникативных навыков может сыграть с ним злую шутку. Приобщайте к знакомствам с ребятами на площадке, учите делиться с понравившимися детками игрушками. Если дитя вообще не желает идти на контакт с окружающим миром, замкнут в себе, неразговорчив и сторонится буквально всех, возможно, ваш ребенок действительно не похож ни на кого другого. Покажите его специалисту, есть вероятность того, что он имеет способности уникального мышления аутиста.

Отправляя малыша в садик, подумайте, не станет ли это для него шоком. Он должен быть достаточно приспособлен к самостоятельному обслуживанию, уметь кушать так, чтобы еда попадала в рот, а не мимо, уметь и знать, как нужно мыть руки перед принятием пищи. Конечно, помочь во многом может воспитатель, но представьте себе ситуацию – все 20 деток стоят в очереди к 1 человеку, и каждый в ожидании того, что о нем позаботятся. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок не нервничал, сначала обучите его самому необходимому, а потом с чистым сердцем ведите в детский сад.

Схема развития малыша такова, что многое зависит от усилий взрослых, которые уделяют ему время.

Что должен уметь ребенок в 2 года — развитие мальчика и девочки

Каждый любящий родитель считает своего ребенка самым умным, самым красивым, самым сильным и вообще лучшим. И если понятие красоты довольно субъективно, то проверить уровень физического, психологического, социального и даже речевого развития можно с помощью так называемого календаря развития. Он содержит перечень навыков, которыми должен овладеть малыш к определенному возрасту. Но следует помнить, что в календаре содержатся лишь усредненные показатели, а каждый ребенок индивидуален.

Карта физического развития ребенка в 2 года

В период с 6 месяцев и до 3 лет – этап активного физического развития ребенка. Родители буквально не успевают порадоваться новому навыку малышу, как он уже может «похвастаться» следующим. Ведь именно в раннем возрасте ребенок активно познает мир и ежедневно «впитывает» в себя знания и нем. Так, к двухлетнему возрасту человек становится уже достаточно самостоятельным, особенно в том, что касается передвижения в пространстве.

Согласно усредненным нормам развития, к двум годам необходимо овладеть такими физическими навыками, как:

  1. Ходьба. Уверенно стоит на ногах и способен передвигаться во всех направлениях (прямо, назад, боком, приставным шагом и даже на цыпочках). При этом во время ходьбы малыш может держать и крутить в руках различные предметы, делать указательные жесты и пр.
  2. Преодоление невысоких препятствий (порог, палка, камень и пр.)
  3. Бег. Передвигается быстро, но из-за плохой координации и несовершенного вестибулярного аппарата довольно часто падает, набивая очередной синяк.
  4. Стояние на одной ноге.
  5. Прыжки. Умеет отталкиваться от пола и других поверхностей как двумя ногами, так и одной.
  6. Ходьба по ступенькам в обе стороны.
  7. Активные игры с мячом.
  8. Открытие нетяжелых дверей.
  9. Езда на детском транспорте (беговел или самокат).
  10. Откручивание и закручивания крышек.
  11. Подъем на возвышение и спуск с них (диван, кровать, стулья и пр.)
  12. Наклон за предметами, лежащими на полу.

Помимо этого, двухлетки не только умеют, но и очень любят играть в активные игры, такие как прятки, догонялки, футбол и пр. К двум годам знают, как преодолеть веревку, натянутую на высоте 40-60 см.

Умственное развитие мальчика и девочки

Воспитывая ребенка, важно следить не только за его физическим, но и умственным развитием. И если физические навыки малыш чаще всего приобретает самостоятельно, то к умственному росту ребенка должны приложить руку родители. Как правило, дети, которым уделяется мало качественного внимания, развиваются медленнее своих сверстников.

К двухлетию среднестатистический человек:

  1. Собирает пирамиду и строит башни из кубиков, конструктора.
  2. Выполняет последовательные действия по просьбе или самостоятельно.
  3. Знает и ориентируется в основных цветах.
  4. Знает части тела и может указать на них по просьбе взрослого.
  5. Понимает настроение (веселый, грустный, злой и т.д.)
  6. Ориентируется в признаках предметов (твердый, мягкий, маленький, большой и пр.)
  7. Использует горшок по назначению.
  8. Сообщает о своих желаниях взрослому с помощью жестов, звуков и слов.
  9. Соотносит предметы с изображением или отверстием по форме/цвету.
  10. Способен изобразить прямые, закругленные линии, а также с помощью жестов или звуков обозначить то, что он рисует.
  11. Играет игрушками как в одиночестве, так и вместе со сверстниками.
  12. Подражает поведению взрослых.
  13. Обладает навыками ролевой игры (накормить куклу, убаюкать плюшевого мишку).
  14. Способен запомнить несложные правила игр, таких как прятки или салочки.
  15. Лепит из песка куличики.

Развитие речи и комментарии доктора Комаровского

Речь – один из самых сложных и одновременно важных навыков для маленького человека. И если практически каждый двухлетний ребенок понимает обращенную к нему речь, то лишь некоторые дети в этом возрасте способны самостоятельно разговаривать. Как правило, активный словарный запас двухлетки ограничивается 200-300 словами, и это является нормой.

Стандартные речевые навыки:

  1. Говорит короткими неоформленными предложениями (2-3 слова).
  2. В речи преобладают существительные, глаголы практически отсутствуют.
  3. Свободно понимает речь, имея большой пассивный словарный запас.
  4. Сообщает о своих желаниях (дай, уйди, пить, принеси, есть и т.д.)
  5. Задает односложные вопросы.
  6. Повторяет звуки животных, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
  7. Заканчивает знакомые фразы, четверостишья и песенки.
  8. Окрашивает речь интонацией, мимикой и жестами.

Несмотря на существование определенных норм речевого развития, не каждый ребенок в них вписывается, и это далеко не всегда считается отклонением.

По словам доктора Комаровского, если к двум годам малыш так и не начал разговаривать, не стоит впадать в панику, но и оставлять ситуацию без вмешательства тоже не рекомендовано. Для начала нужно определить причину «молчания» малыша, обратившись к отоларингологу и неврологу. Специалисты оценят состояния слухового и речевого аппарата, а также исключат наличие неврологических расстройств.

Если результаты обследования не выявили у ребенка никаких физических нарушений, то бояться нечего, малыш рано или поздно заговорит. Но чтобы это случилось как можно скорее, родители должны приложить со своей стороны максимум усилий, сформировав благоприятную речевую среду. Детский психолог, логопед и дефектолог смогут дать квалифицированные рекомендации касательно того, в каком направлении двигаться родителям, чтобы «разговорить» двухлетку.

Социальные нормы поведения

Маленький человек, живя в социуме, активно взаимодействует с людьми, повторяя сюжеты, разыгранные с родственниками или сверстниками на детской площадке или в саду. К двум годам у малыша формируется ряд навыков, которые позволяют ему вписываться в существующие социальные нормы. Многие двухлетки:

  1. Знают и используют такие понятия и слова, как “спасибо”, “пожалуйста”, “привет”, “пока” и т.д.
  2. Умеют играть с детьми, не мешая им и не нарушая их личных границ.
  3. Знают свое имя и произносят его.
  4. Пытаются выполнять привычные действия самостоятельно, за что ждут положительной оценки от взрослого.
  5. Привлекают внимание взрослых или детей с помощью удерживания зрительного контакта, жестов, слов.
  6. Подражают окружающим людям, как правило, взрослым.
  7. Стараются избегать общения с незнакомцами.
  8. Проявляют эмоции при общении.

В таком возрасте дети особенно чувствительны к оценке своих действий взрослым окружением. Они любят, когда их хвалят за самостоятельно выполненное действие или произнесенное слово. При этом реагируют упрямством, капризами и даже истерикой на грубый, приказной тон родителей, ограничивающих свободу их действий.

Список навыков самостоятельности при поступлении в садик

Ребенок, поступающий в детский сад, должен владеть минимальным списком бытовых навыков, которые он может выполнять самостоятельно или при незначительной помощи взрослого.

Читайте также:  Ушной дерматит: симптомы, причины, методы лечения и профилактики

Так, будущий детсадовец должен уметь:

  1. Пить и кушать самостоятельно, не пачкаясь, и не обливаясь.
  2. Сообщать о своих физиологически потребностях и пользоваться горшком по назначению.
  3. Умываться (тереть лицо ладонями) и вытираться полотенцем.
  4. Самостоятельно одеваться (без верхней одежды) и частично раздеваться.
  5. Пользоваться носовым платком.
  6. Причесываться.
  7. Выполнять несложные поручения взрослого (принеси полотенце, возьми игрушку и т.д.)

Есть ли отличия в развитии мальчика и девочки

Разнополые дети отличаются не только набором генов и физиологией, но и темпами развития. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково уже с первых дней жизни, что обусловлено разницей в скорости созревания полушарий и влиянием гормонального фона.

Согласно исследованием, у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Именно поэтому, в большинстве случаев, девочки начинают разговаривать раньше своих сверстников мужского пола. А вот различные физические навыки им даются труднее, что можно заметить по их поведению. Куда чаще можно встретить спокойную сконцентрированную на чем-либо девочку, чем мальчика. Вторые, как правило, вечно куда-то бегут, лезут, что-то ломают и крушат, чем заставляют нервничать родителей.

Однако такое различие в поведении детей вовсе не значит, что мальчики по определению глупее девочек. Им труднее дается не усвоение новой информации, а концентрация на ней, что необходимо учитывать во время обучения маленького человека мужского пола. К тому же, уже к переходному возрасту разница в темпах развития разнополые детей практически исчезает, и мальчишки с легкостью догоняют своих сверстниц.

Советы и отзывы на форуме

Светлана: «Мой сын Вячеслав отлично развивался в физическом плане, пошел рано, вечно где-то лазал, что-то буцал, но не разговаривал. Заветное слово «мама» я услышала лишь когда ему исполнилось полтора года. Я стала думать всякое и жутко боялась диагноза «задержка развития». Но, к счастью, мои опасения не подтвердились. Сейчас ему 2,5 и он не замолкает. Такого прогресса мы смогли добиться благодаря логопеду-дефектологу. Да и поход в сад тоже сделал свое дело. Детки в социуме развиваются гораздо быстрее».

Анастасия: «Как только стала мамой, чуть ли не каждый месяц читала статьи о темпах развития младенцев. Вечно сравнивала своего ребенка с прописными нормами, пока не поняла, что каждый малыш индивидуален. Как только я отпустила ситуацию, и то время, которое я проводила на форумах, стала уделять сыну, я заметила, что он каждый день учится чему-то новому. Поэтому, мамочки, не переживайте, если ребенок абсолютно здоров, то он обязательно начнет ходить, бегать, разговаривать, но в свое время».

Алина: «Дочери 2 года, а она молчит, вернее «мычит», несмотря на благоприятную речевую среду и мои старания. Я ей и песенки пою, и стишки рассказываю, это уже не говоря о том, что я комментирую каждое свое действие. Но успехов ноль. Поэтому я решила отвести ее к хорошему неврологу и не прогадала. Она прописала нам курс массажа и препарат, стимулирующих развитие. Прошло не так много времени, но я уже вижу положительную динамику. Теперь жалею, что не обратилась к специалисту вовремя».

Боль в животе у детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Дети часто жалуются на боль в животе. Как правило у родителей такие симптомы не вызывают опасения. Зачастую, так оно и есть: причиной боли в животе у детей может быть запор, переедание, расстройство желудка и другие желудочно-кишечные временные недомогания. Если боль длится несколько часов, стоит обратиться к врачу и провести обследование.

[1], [2], [3]

Причины боли в животе у детей

Если ребенок вдруг пожаловался на боль в животе, поднимать панику раньше времени не стоит. В первую очередь надо обратить внимание на возраст ребенка, ведь некоторые заболевания имеют возрастной характер. К слову, характер боли также может о многом рассказать. Существует два вида боли в животе: острая (разовая) и хроническая (возвращающаяся).

Хроническая боль, которая вплоть до нескольких месяцев периодически возобновляется и сопровождается дополнительными симптомами, например, поносом, говорит о возможных стрессах. Чаще всего это проявляется из-за эмоционального напряжения на фоне учебы в школе, ссор родителей или трагедий в семье.

Физиологические факторы, например, бессонница, понос, непереносимость жиров и сахаров также могут быть причиной возвращающихся болей. Не стоит часто баловать детей сладкими сильногазированными напитками, кофе, так как это также может стать причиной болей в животе. Язвы стенок кишечника, болезнь Крона, язвенный колит толстого кишечника, понос с кровавыми выделениями, потеря веса, анемия также могут быть источником боли.

Острая боль, которая не проходит несколько часов и имеет стихийный характер проявления, может сигнализировать как о более серьезных проблемах, так и неправильной диете. Боли в животе у детей могут сопровождаться такими симптомами, как повышенная температура, рвота, понос. Чтобы лучше разобраться с тем, как лечить ребенка, нужно немедленно обратиться за консультацией к педиатру.

[4], [5]

Возрастные особенности боли в животе у детей

[6]

Младенцы до шести месяцев:

Обычно эти факторы боли в животе у детей сопровождаются плачем, беспокойством, плохим сном и исчезают, в большинстве случаев с взрослением младенца.

Дети в возрасте от 6-ти месяцев:

Данные факторы имеют инфекционный характер и сопровождаются потерей аппетита, рвотой и болями в нижней части брюшной полости. Если присутствуют боли в паху, следует готовиться к хирургическому вмешательству, однако не стоит путать паховую грыжу с воспалением в мошонке. В любом случае дальнейшие действия родителей должны координироваться лечащим врачом.

[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

Дети дошкольного возраста:

Запор может исчезнуть уже после испражнения. Инфекция мочевого тракта сопровождается высокой температурой и резями в области половых органов во время мочеиспускания. При пневмонии появляется кашель, боль в груди. При малокровии болит спина, грудь, руки и ноги.

[18], [19], [20]

Дети школьного возраста:

[21], [22], [23]

Симптомы боли в животе у детей

Некоторые симптомы, как мы уже упоминали, говорят о том, что родителям стоит отвести свое чадо к врачу. Вот некоторые из них:

К кому обратиться?

Лечение боли в животе у детей

Если какие-либо из вышеперечисленных симптомов проходят сами по себе, то не стоит сильно переживать. Скорее всего, боль отступит сама. Чтобы наверняка убедиться, что боль в животе не имеет под собой серьезных оснований, достаточно будет создать вокруг ребенка спокойную эмоциональную обстановку, успокоить его, если он сильно переживает. Если же боли сопровождаются рвотой, высокой температурой, опухолью или вздутием живота, если при болях анализы отклонены от нормы, то ни в коем случае не стоит пытаться лечить ребенка самостоятельно, чтобы не навредить ему еще больше. При аппендиците необходимо немедленно вызвать бригаду скорой помощи. Любое дальнейшее лечение может назначить только педиатр. Главное – никакого самолечения, по крайней мере без предварительной консультации врача даже и думать не следует о том, какую бы таблетку дать ребенку. Без диагноза педиатра даже клизму ставить не стоит.

Зачастую, при возобновляемых болях имеет смысл подумать о том, правильно ли питается ребенок. Поэтому при любых болях в животе у детей, если это связанно с нарушением пищеварения, надо сделать акцент в рационе ребенка на натуральные растительные продукты: соки, фрукты, овощи, злаки, свежая зелень.

Если боли сопровождаются дополнительными симптомами, то родителям стоит задуматься о психоэмоциональном состоянии своего отпрыска.

При наличии серьезных факторов, которыми сопровождается боль в животе у детей, влияющих на здоровье ребенка врач, в первую очередь, назначает физическое обследование и лабораторные тесты мочи, крови и кала, сканирование желудочного-кишечного тракта, бариевые исследования, эндоскопию. В некоторых случаях может потребоваться консультация хирурга, а также медикаментозное лечение, например при гастроэнтерите. Более серьезные случаи, такие как инфекционные заболевания или наличие опухоли, требуют стационарного лечения.

У ребенка болит живот в области пупка: 22 возможных причины, 6 методов диагностики, лечение

Рецидивирующая боль, достаточная для того, чтобы нарушить нормальную жизнедеятельность, и длящаяся как минимум 3 мес, встречается у 10% детей школьного возраста. Менее чем у 10% таких детей обнаруживают какие-либо органические причины. Широко распространённое убеждение, что в оставшихся случаях имеется психогенная боль, не имеет подтверждений. В некотором числе исследований не удалось доказать отличие таких детей и их семьей от контрольных.

Однако у некоторых детей это может быть проявлением стресса или стать частью порочного круга тревожности и увеличения боли, приводящего к семейному недомоганию и требующего проведения всё большего числа инвазивных исследований. Имеются данные о том, что тревожность может приводить к нарушению моторики, которое воспринимается ребёнком как боль.

Более чем у 90% детей с периодической болью в животе отсутствуют структурные нарушения или изменения слизистой ЖКТ. Типичная боль локализуется центрально, вокруг пупка, и во всём остальном дети чувствуют себя хорошо. Однако всё чаще признаётся, что у большинства имеется один из трёх определённых симптомокомплексов, формирующихся в результате функциональных нарушений моторики кишечника или кишечных нервных сплетений:
• синдром раздражённой кишки (обычно);
• неязвенная диспепсия;
• абдоминальная мигрень.

Синдром раздражённой кишки распространённое заболевание среди взрослых, связано с нарушением желудочно-кишечной моторики и нарушением восприятия внутрибрюшных явлений. Исследования, посвященные изменению давления в тонкой кишке у детей с синдромом раздражённой кишки, предполагают, что возникают патологические сильные мышечные сокращения.

Также было показано, что взрослые, страдающие этим заболеванием, испытывают боль при раздувании баллонов в кишечнике до значительно меньших объёмов, чем в контрольной группе. Следовательно, имеется взаимодействие между этими двумя факторами и оба они изменяются под влиянием психологических факторов, таких как стресс и тревожность.

Также часто имеется положительный семейный анамнез и характерный набор симптомов, хотя не у всех пациентов встречается каждый симптом:
• Боль в животе — часто усиливается до или облегчается после дефекации.
• Слизистый стул.
• Вздутие живота.
• Чувство неполной дефекации.
• Запор, часто сменяющийся нормальным или жидким стулом.

Неязвенная диспепсия. У некоторых детей с болью в животе имеются симптомы, предполагающие нарушения в верхнем отделе ЖКТ:
• Боль в эпигастрии.
• Рвота после приёма пищи.
• Отрыжка.
• Вздутие живота.
• Раннее насыщение.
• Изжога.

При наличии этих симптомов необходимо исключить инфицирование Helicobacter pylori. Эндоскопически не удаётся выявить язву или другие поражения слизистой желудка или двенадцатиперстной кишки. Тем не менее моторика желудка нарушена.

Абдоминальная мигрень. Классическая абдоминальная мигрень часто связана с болью в животе, сопровождающей головные боли, а у некоторых детей боль в животе превалирует. Приступы боли локализуются по средней линии, пароксизмальные, стереотипические и сопровождаются побледнением лица. Обычно имеется личный или семейный анамнез мигреней. Пизотифен, антагонист рецепторов серотонина, является эффективным препаратом для профилактики у детей с частыми, выраженными симптомами.

Гастрит и пептическая язва. Широкое использование эндоскопии у детей и выявление грамотрицательных микроорганизмов Helicobacter pylori в связи с антральным гастритом сконцентрировало внимание на них как на потенциальной причине боли в животе у детей. У взрослых хорошо доказано, что Н. pylori является значительным предрасполагающим фактором для развития язвы двенадцатиперстной кишки. Эта связь у детей прослеживается менее чётко. Язвы двенадцатиперстной кишки нетипичны у детей, однако их нужно искать при наличии ночных болей, особенно если это ослабляет ребёнка или если есть сведения о наличии пептической язвы у ближайших родственников.

Читайте также:  Сахарный диабет при беременности : причины, симптомы, диагностика, лечение

H. pylori вызывает узловой антральный гастрит, который может сопровождаться болью в животе и тошнотой. Он обычно выявляется на биопсии антрального отдела желудка, однако может присутствовать в микроаэрофильной культуре. Этот микроорганизм продуцирует уреазу, которая служит основой для лабораторного исследования биоптата и проведения 13С дыхательного теста (после приёма через рот меченной 13С мочевины). Серологические тесты недостоверны у детей.
Режимы лечения различны, однако часто состоят из тройной терапии, например, амоксициллином, метронидазолом и кларитромицином.

Лечение периодической боли в животе

Важно не только провести полный сбор анамнеза и исследования, но и проконтролировать их проведение, иначе уверения будут неубедительными. Это также позволит установить, что ребёнок развивается нормально и что при обследовании не выявлено аномалий. У детей с синдромом раздражённой кишки и неязвенной диспепсией может быть полезным объяснение как детям, так и родителям, что «иногда внутренности кишки становятся такими чувствительными, что некоторые дети могут ощущать, как проходит по ним пища». Также необходимо провести дифференциацию между «серьёзным» и «опасным».

Эти заболевания могут быть серьёзными, если, к примеру, они приводят к значительному снижению посещаемости школы, однако они не опасны.

Исследования должны диктоваться клиническими проявлениями. Хотя существует множество потенциальных органических причин, большинство из них редкие и требуют дополнительных исследований лишь по показаниям. Микроскопия мочи и бактериологическое исследование необходимы, поскольку ИМП могут вызвать боль при отсутствии других симптомов или признаков.

Долговременный прогноз приодических болей в животе у детей:
• Около половины детей с данными симптомами вскоре избавляются от них.
• В четверти случаев симптомы проходят в течение нескольких месяцев.
• В четверти случаев симптомы продолжаются или возвращаются во взрослом возрасте как синдром раздражённой кишки, неязвенная диспепсия и краниальная мигрень.

Что делать, когда у ребенка болит живот

У ребенка болит живот – это одна из самых распространённых жалоб при обращении к педиатру. А в скольких случаях при боли в животе у ребенка к врачу не обращаются! Каждый ребёнок может однажды пожаловаться, что у него болит живот. Боль может быть вызвана тривиальной причиной, не представляющей большой опасности, а может быть признаком серьёзного заболевания, требующего немедленных и кардинальных действий. Поэтому очень важно понять, где именно болит живот и как он болит.

Боль в животе у маленького ребенка

Самые маленькие дети сказать словами это не могут, они плачут. Плач малыша в первые месяцы жизни нередко вызывается именно болью в животике. Чаще всего это – колики. Однако возможна и более серьёзная причина: у детей в раннем возрасте (большинство случаев приходится на возврат 5-9 месяцев) при определенных аномалиях в развитии кишечника или возникновении инвагинации (когда часть кишечника входит в последующий отрезок, как зонтик в чехол) может возникнуть кишечная непроходимость, требующая оперативного хирургического лечения.

Как узнать, что у ребенка болит живот?

Если ребенок еще не может сказать, что у него болит, родителям приходится самим догадываться, что беспокоит их малыша. Маленькие дети на любую боль реагируют плачем, однако, если болит животик, то это в большинстве случаев можно определить.

При скапливании газов животик заметно округляется и становится твердым на ощупь. Ребенок подтягивает к животу ножки, вздрагивает без видимых причин, отказывается от еды. При появлении подобных признаков не рискуйте – покажите ребенка врачу.

Боль в животе у старших детей (мальчиков и девочек)

У более старших детей боль в животе может быть следствием:

Следует помнить, что ребенок не всегда в состоянии показать, где именно у него болит живот, и обычно показывает на область пупка. Ни в коем случаи нельзя самостоятельно принимать болеутоляющие препараты. В случае боли ребенка необходимо показать специалистам для постановки диагноза и решения вопроса о дальнейшей тактике лечения.

Хронические боли в животе у детей

Боль в животе может быть неострой, но повторяющейся время от времени. Такие хронические боли в животе вызываются, как правило, одной из следующих причин:

Когда при боли в животе у ребёнка обращаться к врачу?

При жалобах на боль в животе в случае острых и тяжелых состояний следует вызвать скорую помощь, а во всех остальных случаях – обратиться к врачу-педиатру.

Если у ребенка болит живот

Боли в животе у детей могут иметь самые разные причины. Выделяют боли, обусловленные органическими изменениями в желудочно-кишечном тракте. Боли в животе могут быть вызваны неорганическими причинами – это функциональные нарушения (колики грудничков), психосоматические боли, боли в животе вследствие непереносимости каких- либо продуктов и, наконец, боли в животе, не имеющие отношение к поражению желудочно-кишечного тракта (инфекция мочевыводящих путей, сахарный диабет, увеличение лимфатических узлов брыжейки, спазм сосудов брыжейки, увеличение печени, селезенки при гемобластозах, и системных заболеваниях).

Боли в животе, связанные с патологией органов желудочно-кишечного тракта.

Острый живот – это состояние катастрофы в животе, характеризуется сильной болью, едва переносимой, постоянной, ноющей или часто повторяющейся. Такое состояние требует немедленного обращения к врачу. Эту картину обуславливают аппендицит, холецистит, панкреатит, нагноение кисты яичника, кровотечение в брюшную полость, кишечная непроходимость, инвагинация, перитонит, прободная язва желудка.

Тревожные сигналы:

До прихода врача уложите ребенка в постель, не беспокойте его, не пытайтесь дать что-либо съесть или выпить. ЗАПОМНИТЕ: нельзя давать обезболивающие препараты (анальгин, нурофен, парацетамол, эффералган), предлагать ребенку грелку, пузырь со льдом, слабительные, пытаться поставить клизму, все это может привести к ухудшению состояния ребенка и, что называется «смазать клиническую картину», тем самым оттягивают своевременную постановку диагноза и вовремя назначенное лечение.

Гастрит, язва желудка, гастроэзофагальный рефлюкс. Гастрит – воспалительное заболевание стенки желудка, характеризующееся болями в животе и диспепсическими расстройствами.

Этиологическим фактором чаще является хеликобактерная инфекция.

Предрасполагают к развитию гастрита эмоциональная лабильность (конфликты в семье, школе, какие-то бедствия, стрессовые ситуации), нарушение питания, аллергические процессы – все это приводит к повышению кислотности желудочного сока и создает благоприятные условия для инфицирования микробом пилорическим хеликобактером.

Чаще всего болевой синдром сопровождается диспепсическими расстройствами (тошнотой, отрыжкой, неустойчивым стулом, запорами). Важным симптомом является увеличение печени связанное с застоем желчи.

Симптомы хронической интоксикации и изменения со стороны других органов отсутствуют. Физическое развитие соответствует возрасту. У некоторых детей основными симптомами заболевания является увеличение печени без болевого синдрома.

Хороший эффект для улучшения самочувствия дает исключение из рациона питания слишком жирной, острой, жареной пищи. Это же касается и сдобы. Растительное масло, наоборот, усиливает желчеотделение, его рекомендуется употреблять в пищу чаще. Если в дополнение к указанной диете повысить физическую активность, зачастую этого бывает достаточно для выздоровления и хорошего самочувствия.

Если диеты и изменения образа жизни оказывается недостаточно, применяют желчегонные средства. Конкретные препараты должен посоветовать врач.

Энтериты, колиты (энтероколиты) представляют собой воспалительное заболевание стенки тонкой и толстой кишок, характеризующиеся болями в животе и диарейным синдромом.

Хронические колиты и, энтероколиты чаще всего связаны с перенесенными острыми инфекциями. В этом случае возбудитель, вызвавший заболевание, уже потерял свое значение, а нарушение функций кишечника поддерживаются теми морфологическими изменениями, которые остаются после перенесенной инфекции.

Ребенок жалуется на боли в верхней части живота.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – это воспалительное заболевание, протекающее с изъязвлениями слизистой оболочки желудка и 12 перстной кишки. Причины и предрасполагающие факторы те же, что при гастрите.

При гастрите и язвенной болезни часто возникает желудочно-пищеводный рефлюкс – кислый желудочный сок попадает в пищевод, что проявляется отрыжкой, болями в области желудка после еды, изжогой.

При язвенной болезни данные симптомы выражены в большей степени.

Тревожные сигналы:

В лечение гастрита и язвенной болезни большое значение имеет регулярное питание без переедания, исключение раздражающих видов пищи, использование отварных, запеченных или легко обжаренных нежирных вторых блюд, легкие ужины не менее чем за 2-3 часа до сна, исключение кислых соков, сладостей. Назначает обследование, диету и соответствующие лекарственные препараты врач.

Болезни желчевыводящей системы. Заболевание желчевыводящей системы у детей, как правило, имеют микробное происхождение. Предрасполагающими факторами является нарушение оттока желчи, которое развивается при дискенезиях желчевыводящей системы.

Дискенезии могут быть связаны с дисфункцией сфинктерного аппарата, закупоркой протоков или их сдавлением. В последующем наличие воспалительного процесса в протоках может сопровождаться нарушением оттока желчи.

Имеет значение сократительная способность желчного пузыря.

Болевой синдром обычно сопровождается диспепсическими расстройствами (тошнотой, отрыжкой, неустойчивым стулом, запорами). Важным симптомом является увеличение печени связанное с застоем желчи.

Симптомы хронической интоксикации и изменения со стороны других органов отсутствуют. Физическое развитие соответствует возрасту. У некоторых детей основными симптомами заболевания является увеличение печени без болевого синдрома.

Хороший эффект для улучшения самочувствия дает исключение из рациона питания слишком жирной, острой, жареной пищи. Это же касается и сдобы. Растительное масло, наоборот, усиливает желчеотделение, его рекомендуется употреблять в пищу чаще. Если в дополнение к указанной диете повысить физическую активность, зачастую этого бывает достаточно для выздоровления и хорошего самочувствия.

Если диеты и изменения образа жизни оказывается недостаточно, применяют желчегонные средства. Конкретные препараты должен посоветовать врач.

Энтериты, колиты (энтероколиты) представляют собой воспалительное заболевание стенки тонкой и толстой кишок, характеризующиеся болями в животе и диарейным синдромом.

Хронические колиты и, энтероколиты чаще всего связаны с перенесенными острыми инфекциями. В этом случае возбудитель, вызвавший заболевание, уже потерял свое значение, а нарушение функций кишечника поддерживаются теми морфологическими изменениями, которые остаются после перенесенной инфекции.

Основными клиническими симптомами являются боли в животе, вздутие и урчание, нарушение двигательной активности кишечника (запоры, поносы или смены поносов запорами). Боли в период ремиссии заболевания могут отсутствовать, а нарушение функций кишечника сохраняются, что требует восстановительного лечения.

Кроме того, типичными для этих больных являются повышенная раздражительность, слезливость, подавленное настроение, синдром сосудистой дистонии, склонность к спазмам гладкой мускулатуры.

Реабилитация заключается в организации питания, соответствующим возможностям усвоения пищи, психотерапии, использования физиотерапевтических воздействий, применении вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих средств. Рекомендации по питанию, организации режима дня, лекарственным средствам дает только врач.

Неорганические причины болей в животе.

Функциональные боли (колики грудничков). Колики – приступообразные боли в животе, при которых ребенок первых 4 месяцев жизни громко кричит, «сучит» ножками. Колики возникают внезапно, крик при них громкий и продолжительный, у ребенка краснеет лицо, иногда холодеют стопы, руки сжаты в кулачки. Приступ может закончиться при полном изнеможении ребенка или же после отхождения кала или газов.

Колики чаще всего вызваны незрелостью желудочно-кишечного тракта. Могут быть связаны с погрешностями в диете у кормящей мамы (молочные продукты, овощи, орехи, кофе, виноград и т.д.). Иногда, обусловлены перееданием малыша, заглатыванием им воздуха во время кормления. А иногда, причины колик бывают более серьезные, так например, лактазная недостаточность приводит к нарушению переваривания молочного сахара и вызывает повышенное брожение углеводов в желудочно-кишечном тракте.Развитие дисбактериоза кишечника, проявляющееся повышенным ростом условно-патогенной флоры и снижением нормальной микрофлоры, приводит к нарушению процессов переваривания пищи и также к усилению бродильных процессов в кишечнике.

Для профилактики кишечных колик, кормящей маме, прежде всего надо соблюдать диету, с полным исключением из рациона тех продуктов, что могут привести к расстройству пищеварения у малыша. Подробнее о диете Вам расскажет Ваш врач-педиатр. Обязательно после кормления, а иногда и во время оного ребеночка надо держать вертикально («столбиком») для отхождения лишнего воздуха, что заглатывается во время еды. Если же приступ колик у малыша все же случился, то плачущего ребенка следует взять на руки, прижать спинкой к себе, согнув ножки. Другой вариант – положить его себе на колени вниз животиком. Можно дополнительно положить под живот проглаженную теплую пеленку. Хороший эффект дает массаж – поглаживание животика по часовой стрелке и применение ветрогонных средств (укропной воды, плантекса и др.), можно воспользоваться постановкой газоотводной трубочки, все эти мероприятия способствуют отхождению газов и прекращению колик и успокаиванию малыша.

Читайте также:  Причины возникновения низкого артериального давления у здоровых людей и при наличии заболевания

Для предотвращения колик или если последние вызваны серьезными причинами, возможно назначение медикаментозной терапии, о том какие препараты в это случае давать малышу, Вам расскажет Ваш врач-педиатр.

В любом случае, во время приступа, особенно первого, следует исключить следующие заболевания:

Задержка стула более 1 дня, кровь в стуле (кишечная непроходимость). В этом случае осмотр врача педиатра, а иногда и хирургапросто необходим.

Нужно помнить, что осмотр ребенка педиатром на первом месяце жизни осуществляется еженедельно, начиная со второго месяца 1 раз в 14 дней, далее ежемесячно. Осмотр врача-хирурга проводится на первом, третьем месяце жизни и в 1 год, если нет показаний для более частых консультаций.

Психосоматические боли.

Стрессы, проблемы общения, страхи, конфликты дома и в школе малыш непроизвольно переносит на свое тело – «соматизирует». И ощущает как боли в животе. Это боли обычно не очень интенсивны, часа через 2-3 они проходят. В благоприятные периоды жизни, в праздники, в путешествиях, на каникулах частота подобных жалоб снижается.

Родители должны отмечать, с какими событиями связаны боли. Вы обязаны удостовериться, что заболевание не угрожает здоровью ребенка напрямую, даже если боли время от времени повторяются, т.е. обязательно проконсультироваться с врачом. Обязательно нужно помочь ребенку в решение его психологических проблем. Поговорите с ним, обратите внимание на атмосферу в Вашей семье, научите ребенка способам разрешения конфликтов и снижения уровня стресса, снизьте требования к успеваемости.

Боли в животе, несвязанные с патологией органов желудочно-кишечного тракта. Инфекции мочевыводящей системы часто вызывают боли в животе у маленьких детей, при этом четкой локализации болей нет, дети, как правило, указывают место болей в области пупка. Помимо болей в животе у ребенка имеют место фебрильные подъемы температуры, симптомы интоксикации, изменения показателей в анализах мочи и крови. Боли в животе при сахарном диабете в случае развития кетоацидоза сопровождаются резкой вялостью и слабостью ребенка, жаждой, полиурией, появлением запаха ацетона, увеличением глюкозы крови. При различных системных заболеваниях, гемобластозах происходит увеличение паренхиматозных органов (печени, селезенки), что приводит к растяжению их капсулы, и появлению тянущих болей в животе, при этом страдает самочувствие ребенка, малыш становится вялым, отказывается от еды, появляется бледность кожных покровов, синяки и мелкоточечная сыпь на теле, изменения в анализах крови. У некоторых детей, как правило, раннего возраста, высокие подъемы температуры сопровождаются болями в животе. Вызваны они, как правило, спазмом сосудов брыжейки и проходят сразу же после снижения температуры до нормальных цифр.

Пожалуйста, помните, что любые боли в животе у ребенка, особенно сопровождающиеся ухудшением самочувствия, отказом от еды, появлением высокой температуры, требует обязательного и немедленного обращения к врачу!

Острый живот у детей

Острый живот у детей — это клинический симптомокомплекс, который указывает на серьезные заболевания или травмы брюшной полости и забрюшинного пространства. Основное проявление — сильная абдоминальная боль постоянного или схваткообразного характера. Сопутствующие симптомы: тошнота, рвота, нарушения стула, повышение температуры тела. Диагностика острого живота включает физикальный осмотр, стандартный комплекс анализов крови, мочи, визуализационные методы — УЗИ и рентгенография брюшных органов, диагностическая лапароскопия. При симптомокомплексе ребенку нужна неотложная помощь детских хирургов, которая дополняется адекватной медикаментозной терапией.

МКБ-10

Общие сведения

Острый живот — одна из самых сложных проблем детской хирургии, что обусловлено многообразием причин его развития у детей, необходимостью экстренной постановки диагноза и высоким риском осложнений. Важная роль отводится педиатру или семейному врачу, который обычно первым сталкивается с жалобами на острую боль в животе и должен направить ребенка к хирургам или лечить самостоятельно. Абдоминальный болевой синдром составляет до 15% причин обращения родителей к педиатру, но не более четверти всех случаев относятся к хирургической патологии.

Причины

В педиатрической практике насчитывают несколько сотен причин острого живота. Установление этиологического фактора затрудняется еще и тем, что в младшем возрасте наблюдается функциональная незрелость пищеварительной системы, склонность к генерализации заболевания, неспособность ребенка четко обозначить свои жалобы. Основные причины абдоминальных болей у детей объединяют в следующие группы:

К редким причинам болевого синдрома относят объемные новообразования брюшной полости: лимфому Беркитта, эхинококковую кисту печени, лимфангиому брыжейки. Симптомы, характерные для острого живота, иногда встречаются при ущемлении врожденной паховой и пахово-мошоночной грыжи у мальчиков. Среди нехирургических причин стоит выделить кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерию, кампилобактериоз), менингококцемию, диабетический кетоацидоз.

Патогенез

Симптомы при остром животе вызваны двумя механизмами боли: висцеральной и соматической, что имеет решающее значение для дифференцировки хирургической и гастроэнтерологической патологии. Соматические ощущения появляются при раздражении нервных рецепторов брюшины, а соответствующие импульсы передаются в ЦНС через спиноталамические тракты. Такая боль имеет четкую локализацию, дополняется защитным напряжением передней стенки живота.

Висцеральный болевой синдром развивается при вовлечении в процесс рецепторов внутренних органов абдоминальной полости. Импульсы от них идут в составе чревного сплетения и вегетативного отдела спинномозговых нервов. Они вызваны растяжениями или сокращениями органа, его ишемией. При висцеральных болях невозможно четко указать локализацию. Подобные ощущения часто сопровождаются вегетативными расстройствами у детей.

Симптомы

Характер, локализация и периодичность боли — основные признаки, на которые необходимо обращать внимание. Дети старше 3-4 лет зачастую могут пожаловаться на дискомфорт в животе, но они не умеют определять источник боли и в лучшем случае способны показать рукой место наиболее болезненных ощущений. У малышей первых лет жизни симптомокомплекс проявляется беспокойством, криком и плачем, «сучением» и подтягиванием ножек к животу.

У старших детей, которые детально описывают симптомы, можно выяснить особенности болей. При постоянных нарастающих ощущениях в первую очередь думают об острых воспалительных процессах. Резкая и пронизывающая боль — признак перфорации стенки органа. Если болевые ощущения приходят волнообразно, предполагают кишечную непроходимость, инфаркт кишечника. Периодические схваткообразные боли беспокоят при желчной или почечной колике.

Тошнота и рвота — самые частые симптомы, которые сопровождают болевой синдром у детей. При воспалительных хирургических заболеваниях рвота носит рефлекторный характер, в желудочном содержимом нет патологических примесей. Срыгивание застойных масс с желчью или каловым запахом — симптомы кишечной непроходимости. Также у большинства пациентов возникают расстройств стула (диарея, запоры) и дизурические явления.

Острый живот характеризуется резким ухудшением общего состояния, лихорадкой. Ребенок становится вялым и апатичным, он лежит неподвижно либо, наоборот, беспокойно вертится в кровати из-за мучительных болей. Кожа бледная с сероватым оттенком, может выступать холодный пот. Черты лица приобретают страдальческое выражение, губы пересыхают и трескаются. Пульс учащенный и ослабленный, артериальное давление снижается.

Осложнения

Многие хирургические болезни при отсутствии своевременного лечения заканчиваются перитонитом. Чем младше ребенок, тем быстрее у него возникает генерализованное воспаление брюшины, обусловленное недостаточной активностью иммунитета. На фоне острого гнойного перитонита начинаются сепсис и септический шок, которые имеют крайне неблагоприятный прогноз для жизни.

При перфорации или травме органов может открыться массивное кровотечение, которое сопровождается снижением объема циркулирующей крови и гиповолемическим шоком. Такое острое состояние является наиболее частой причиной смерти, особенно у детей младше 5 лет. Из отдаленных последствий стоит отметить спайки в полости живота, которые формируются как исход воспаления или хирургического вмешательства. В будущем они могут вызывать кишечную непроходимость.

Диагностика

Детский хирург имеет ограниченное время для обследования больного с острым животом, поэтому основную ценность имеют данные физикального осмотра: выявление патогномоничных симптомов, «доскообразного живота», перкуссия и аускультация передней брюшной стенки. На основании этих сведений опытный врач ставит предварительный диагноз. В план дальнейшего обследования ребенка включаются:

Если врач исключает хирургическую патологию, дальнейшим обследованием пациента занимается гастроэнтеролог, детский инфекционист. Для уточнения причины болей в животе назначают инструментальные методы — ЭФГДС, колоноскопию, ирригоскопию, суточную рН-метрию. Объем диагностических методов определяется возрастом ребенка, сопутствующими симптомами.

Лечение острого живота у детей

Консервативная терапия

Медикаменты вводятся в пред- и послеоперационном периоде, а также как самостоятельный вариант лечения, когда отсутствуют показания к экстренному оперативному вмешательству. Терапию начинают со стабилизации состояния ребенка, для чего переливают инфузионные растворы, применяют анальгетики, спазмолитики. Обязательный компонент — антибиотики широкого спектра для предупреждения гнойных осложнений и ликвидации уже имеющихся процессов.

В случае исключения острого хирургического заболевания, детей переводят в профильный стационар (гастроэнтерологический, пульмонологический). Там назначается медикаментозная терапия противовоспалительными, обезболивающими, спазмолитическими средствами. При обнаружении мезаденита или аппендикулярного инфильтрата ребенок остается в хирургическом стационаре, но получает медикаментозное лечение.

Хирургическое лечение

Если по результатам обследования установлена острая хирургическая патология, после сокращенной премедикации ребенку проводят оперативное вмешательство. Тип операции выбирается соответственно выявленному заболеванию. В детской абдоминальной хирургии предпочитают использовать минимально травматичные лапароскопические методы, преимущества которых заключаются в коротком реабилитационном периоде, быстром восстановлении работы ЖКТ.

При обширных гнойных процессах показана классическая полостная операция, которая дает врачу возможность осмотреть все этажи брюшины, произвести санацию и дренирование. Оперативное лечение требуется и при некоторых поражениях органов дыхания, проявляющихся абдоминальным синдромом. При экссудативном плеврите выполняют плевральную пункцию и ставят дренаж, при деструктивной пневмонии делают торакоскопическую операцию.

Прогноз и профилактика

Вероятность полного выздоровления зависит от первопричины абдоминального синдрома и своевременности оказанной помощи. Если состояние диагностировано до развития перитонита, прогноз благоприятный. Оттягивание визита к врачу или затягивание сроков диагностики чревато жизнеугрожающими состояниями (перитонитом, сепсисом), и даже после успешного хирургического лечения больному потребуется длительный восстановительный период.

Первичная профилактика острого живота не разработана, что объясняется полиморфизмом этиологических факторов. Вторичные превентивные меры предполагают раннее обращение за врачебной помощью, даже если ребенок жалуется на абдоминальные боли невысокой интенсивности. Детские гастроэнтерологи должны проводить адекватное лечение и динамическое наблюдения детей с болезнями ЖКТ, чтобы не допустить обострений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *