Резус-конфликт при беременности: симптомы, последствия для ребенка и матери

Какие бывают группы крови: чем отличаются, что такое резус-фактор и как избежать резус-конфликта при беременности

Каждому человеку нужно знать свою группу крови, ведь если он попадет в непредвиденную ситуацию, например, в аварию и ему срочно понадобится переливание крови, то крайне важно, чтобы он назвал свою группу и ему перелили совместимую кровь, ведь кровь неподходящей группы может привести к склеиванию эритроцитов, а это чревато серьезными последствиями.

Расскажем детальнее о существующих группах крови.

Группы крови: характеристика и особенности

Группа крови — набор индивидуальный антигенных характеристик красных кровяных телец (эритроцитов). Групповая принадлежность крови зависит от двух видов антигенов: склеивальных веществ (белков) — агглютиногенов (А и В), входящих в эритроциты, и агглютининов (α и β) — в плазму.

Существует 4 группы [Проверенный источник] . Их научное название: О, А, В, АВ, однако чаще говорят I, II, III и IV группа крови.

Особенности групп крови:

I (О) группа крови — отсутствуют агглютиногены А, В, есть агглютинины α, β.

II (А) группа крови — на поверхности кровяных красных телец находится агглютиноген А, в плазме агглютинин β.

III (В) группа крови — содержит агглютиноген В и агглютинин α.

IV (АВ) группа крови — имеет два, А и В, агглютиногена, агглютинины отсутствуют.

Кроме 4-х групп, кровь различают по знаку резус-фактора.

Что значит резус-фактор крови?

Резус-фактор(Rh) — белок (антиген D) на мембране эритроцитов. Он присутствует не у всех людей. Есть антиген — резус-фактор положительный(Rh+), нет антигена — отрицательный(Rh-).

Люди с Rh+ рождаются гораздо чаще, чем с Rh-. Это приводит к проблеме во время переливания крови, так как создается дефицит крови с отрицательным резус-фактором. 15% населения планеты [Проверенный источник] обладает Rh-. Однако нехватка доноров с Rh- не главная проблема, о главной расскажем ниже.

Резус-конфликт при беременности: причины возникновения и как его избежать

Если у мамы отрицательный резус-фактор, а у будущего ребенка положительный — происходит резус-конфликт [Проверенный источник] .

Проблема возникает, потому что у резус-отрицательной матери в крови, на мембране эритроцитов, нет антигена D, а у ребенка с положительным резусом есть. Поэтому ее организм реагирует на эритроциты малыша, как на чужеродные тела, уничтожая их с помощью антител.

Существует несколько путей протекания событий с резус-фактором во время беременности:

Резус-конфликт

В 1-ом и 2-ом случае беременность пройдет нормально. Организм матери не выделит антител для уничтожения эритроцитов ребенка.

Резусы идентичны — несовместимости не будет.

У резус-положительной матери есть антиген D — конфликт не возникнет.

Произойдет резус-конфликт. В крови у матери образуются антитела, которые разрушают эритроциты ребенка. Результатом может стать анемия и внутриутробная гибель плода.

У матери и у ребенка нет антигена D. Резус-конфликта не произойдет.

Первая беременность с разными резусами (у матери и ребенка) может пройти нормально, а вероятность возникновения резус-конфликта во время второй намного выше. В целях предотвращения резус-конфликта [Официальный источник] проводится профилактика несовместимости.

Начинается не ранее 28-й недели, пока антитела в крови матери отсутствуют, потому что, начиная с данного строка, увеличивается риск контакта эритроцитов ребенка с антителами матери.

Для профилактики беременной назначается антирезусный иммуноглобулин D. В кровь он вводится несколько раз: первый во время беременности, а второй — спустя 72 часа после рождения ребенка, если мама планирует еще иметь детей. Такие процедуры позволяют родить здорового малыша и избежать резус-конфликта при следующей беременности.

Во время родов может возникнуть необходимость в переливании крови, поэтому важно знать, кто может стать донором и как правильно осуществляется данная процедура.

Переливание крови: кто может быть донором, а кто реципиентом

По данным ВОЗ [Официальный источник] каждый год в мире осуществляется более 118,5 миллиона переливаний крови. Они проводятся в связи со сложными травмами, сопровождающимися потерей крови, проведением сердечно-сосудистых операций, в момент сложных родов, операций по трансплантации и других обстоятельствах.

Донором крови может стать здоровый человек (18 — 60 лет). Сдавать кровь разрешено не чаще 1 раза в 3 месяца, не больше 400 мл.

Конечно, лучше переливать кровь идентичной группы и резус-фактора, но если ее нет, то можно воспользоваться такими правилами [Проверенный источник] :

I (О) группа переливается всем группам. Люди с данной группой — универсальные доноры, но им можно переливать только кровь II группы.

II (А) группу следует использовать для переливания владельцам II, IV группы крови. Однако принимать она может лишь I и II. Группа является наиболее встречаемой.

III (В) группа донор для III и IV групп, хотя принимать может I и III.

Люди с IV(АВ) группой — универсальные реципиенты (получатели), но донорами являются только для IV группы.

Кроме вышеупомянутых законов переливания, нужно помнить, что донорская кровь должна проходить обязательную проверку на ВИЧ, гепатит В, гепатит С, сифилис, а также коронавирус.

Связь группы крови и коронавируса: результаты исследований

Западные специалисты провели исследования [Проверенный источник] , целью которых было узнать, как группа крови влияет на вероятность заражения COVID-19.

Выяснилось, что среди всех инфицированных 29,67% имеют I группу крови, II группу 36,22%, III группу 24,99% и лишь 9,29% IV группу крови. Также выявлено, что у 40 % умерших от коронавируса была группа крови А, у 23% В, у 29% О, а у 8% АВ. Однако вопросы на этом не закончились.

Например, нет точного ответа, почему у одних больных COVID-19 проходит в легкой форме, в то время, как у других инфицированных он протекает тяжело и приводит к смерти.

Изучением проблемы занялась группа немецких и норвежских ученых [Проверенный источник] . Они обследовали 1610 больных коронавирусом из Испании и Италии, у которых вирус протекал в тяжелой форме. Для изучения вопроса были взяты молекулы ДНК этих пациентов. Спустя некоторое время, результаты показали, что у людей с II группой крови риск тяжелого протекания болезни вдвое больше, чем у больных с I группой крови.

О связи с коронавирусом рассказали, а есть ли связь между характером человека и группой крови?

Как группа крови влияет на характер?

В ХХ веке японские ученые заинтересовались влиянием группы крови на характера человека. Они провели несколько исследований, выдвинув теорию «кецу-еки-гата», которая анализирует влияние группы крови на поведение индивидуума.

Главные выводы данной теории:

Согласно «кецу-еки-гата» представители I группы: серьезные, творческие, сдержанные, терпеливые, ответственные, но упрямые и напряженные.

Люди с II группой крови страстные, творческие, сильные, имеют активный характер, однако эгоистичны и безответственны.

III (В) группа обнаруживается у контролируемых, рациональных, нерешительных и забывчивых личностей.

  • IV(АВ) группа крови способствует проявлению уверенности, хорошо развитой интуиции и волевым качествам, но иногда ее представители эгоистичны и непредсказуемы.
  • «Кецу-еки-гата» очень популярна в Японии, однако нет никакого научного подтверждения, что тип характера связан с группой крови.

    Напоследок небольшое разоблачение.

    Голубая кровь: правда или выдумка?

    Кто не слышал выражения «голубая кровь»? А что оно означает? Неужели какую-то редкую группу крови? На самом деле нет, это просто устоявшееся выражение.

    Обратимся к словарю и выясним, что означает «голубая кровь». Данное выражение произошло от испанского «sangre azul». Его использовали в 19 веке знатные, уважаемые семьи Кастилии, желая подчеркнуть, что их члены никогда не вступали в брак с маврами, евреями и представителями других рас.

    Но, что самое важное, они никогда не занимались тяжелой физической работой и не загорали, а наоборот, избегали солнца, одевая закрытую одежду с высокими воротниками, использовали летние зонты и прятались в тень. Все это приводило к тому, что кожа знатных людей была белой и под ней просвечивались синие вены — отсюда и название «голубая кровь».

    Сейчас же выражение «голубая кровь» можно услышать, разве что, подразумевая человека знатного происхождения, предки которого раньше были причислены к аристократии.

    Теперь вы знаете о существующих группах крови, резус-факторе, переливании и интересных исследованиях по данной теме.

    А знаете ли вы почему волосы быстро жирнеют? У данной проблемы есть много причин, но не обо всех из них говорят. В новой статье о жирных волосах Медмаркет Аптека24 рассказывает обо всех причинах и дает советы по правильному уходу за волосами.

    Возможно, вы давно задумывались о том, как правильно выбирать солнцезащитный крем и какому показателю SPF отдать свое предпочтение? Солнцезащитная косметика может быть как с SPF15, так и с SPF100, но что это значит и влияет ли данный показатель на количество безопасных часов пребывания под солнцем? Узнайте ответы на эти вопросы из статьи про солнцезащитный крем.

    Медмаркет Аптека24 желает вам здоровья!

    Медмаркет Аптека24 предоставляет исчерпывающую и надежную информацию по вопросам медицины, здоровья и благополучия, однако постановка диагноза и выбор методики лечения могут осуществляться только вашим лечащим врачом! Самолечение может быть небезопасным для вашего здоровья. Медмаркет Аптека24 не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования пользователями apteka24.ua информации, размещенной на сайте.

    Резус несовместимость матери и плода

    Резус-конфликт беременных — это несочетаемость белков крови матери и плода. Появляется, если резус-фактор у матери отрицательный, а у отца положительный резус. Вероятность конфликта составляет 50%, риск увеличивается при повторных беременностях.

    Таблицы вероятности

    Чтобы рассчитать вероятность развития резус-конфликта, нужно знать, какой фактор у отца и матери. Для быстрого подсчёта созданы таблицы. Конфликт бывает не только по резус-фактору, но и по группе крови. Обозначается белок буквами Rh.

    По резус-фактору

    Таблица определения резус-фактора плода по крови отца и матери.

    ОтецМатьРебенокВероятность несовместимости из-за разного резуса
    ++75%+, 25% —Нет
    +50%+, 50% —Есть
    +50%+, 50% —Нет
    Нет

    По группе крови

    Конфликт по группе крови тоже бывает, но он не сопровождается тяжёлыми негативными последствиями. Высокая вероятность группового конфликта наблюдается, если у отца 3 или 4 группа, а у матери 1 или 2 группа.

    Причины патологии

    Резус-фактор — это белок, который находится на поверхности эритроцитов. Это кровяные клетки, переносящие кислород. Белок был обнаружен учеными в начале XX века у мартышек резусов. В человеческой популяции белок обнаруживается у 85% людей. Их называют положительными (Rh+). У 15% людей этого белка нет, их называют отрицательными (Rh—).

    Если кровяные клетки с резус-белком попадают в организм человека без этого фактора, возникает резус-конфликт. Он заключается в образовании антител против белка, из-за этого разрушаются эритроциты, несущие на себе резус-белок.

    При беременности несочетаемость матери и плода возникает только в одном случае — если у матери кровь не имеет Rh, а кровь плода его содержит. В крови плода Rh появляется, если он есть в крови отца. Вероятность появления Rh-положительного плода в таком случае составляет 50%. Риск развития конфликта тоже составляет 50%.

    Если у матери положительная по Rh кровь, конфликт не возникнет. При этом не имеет значения, какая кровь у отца — отрицательная по Rh или положительная.

    На каком сроке начинается резус-конфликт

    Формирование резусного белка в крови плода завершается к восьмой неделе беременности. С этого срока может проявиться несовместимость. Возникает она не в 100% случаев. С 50%-ной вероятностью плод будет резус-отрицательный, как и мать. Тогда конфликта при беременности не будет.

    Если же плод получил Rh от отца, то при первой беременности вероятность несовместимости матери и ребенка составляет лишь 10%. При последующих беременностях риск осложнений возрастает. Это связано с тем, что во время первой беременности организм матери еще не знаком с резусным белком, антитела вырабатываются в небольшом количестве. А в последующие разы антитела на резусный фактор у матери вырабатываются быстрее и в большем количестве.

    Симптомы резус-конфликта матери и плода

    Из-за действия материнских антител эритроциты в крови плода разрушаются. У ребенка развивается анемия, кислородная недостаточность. Сама беременная не ощущает ухудшения самочувствия.

    Состояние ребенка оценивают с помощью УЗИ. Первый признак начинающейся гемолитической болезни — увеличение печени и селезёнки плода. Кардиотокография отслеживает частоту сердцебиений плода. При нехватке кислорода она увеличивается более 120 в минуту.

    Последствия резус-конфликта при беременности

    При разрушении эритроцитов в кровь плода выделяется билирубин — пигмент желтого цвета, образующийся в печени. Большое количество билирубина токсично, он негативно влияет на функцию внутренних органов ребенка. Такое состояние называется гемолитической болезнью плода. Тяжелое течение гемолитической болезни приводит к внутриутробной гибели плода.

    Гемолитическая болезнь развивается достаточно редко. Даже если появляется резус-конфликт, плод защищён хорошо. Плацента задерживает большинство антител из кровотока матери. Ослаблять защиту могут:

    • хронические заболевания матери;
    • вредные привычки;
    • отслойка плаценты;
    • выраженный токсикоз.

    У здоровой беременной эритроциты плода практически не проникают в ее кровоток. Поэтому антитела не вырабатываются. Повышают риск смешивания крови прокол плодных оболочек для забора околоплодных вод на исследование, прокол пуповины плода.

    Гемолитическая болезнь у родившегося ребенка проявляется в трех формах.

    1. Отечная — самый тяжелый вариант. Характерны множественные отеки, в том числе и внутриполостные. Кожа бледная, внутренние органы увеличены.
    2. Желтушная — малыш рождается с желтой кожей, белками глаз. Протекает относительно легко.
    3. Анемическая — легкая форма. Малыш бледный, вялый, с плохим аппетитом.

    Осложнение чаще возникает при желтушной форме, и называется ядерной желтухой. Это повреждение токсичным билирубином коры головного мозга.

    Читайте также:  Почему грудничок срыгивает после кормления грудным молоком - причины

    Конфликт резус-факторов у родителей

    При планировании беременности важно провести определение группы крови и Rh у обоих родителей. Если женщина окажется Rh-отрицательной, ей назначают анализ крови на антитела к Rh. При отрицательном анализе следующее исследование проводят в 18-20 недель беременности. Если анализ отрицательный, в 28 недель женщине вводят антирезусный иммуноглобулин. Это препарат, который предотвращает образование антител.

    При положительном анализе женщина сдаёт анализ ежемесячно до 32 недели. Затем анализ берут 2 раза в месяц до 36 недели, а потом еженедельно до родов.

    Проводимые мероприятия при обнаружении резус-конфликта матери и плода

    Если количество антител у матери будет расти, ее направляют в отделение патологии беременных. Здесь беременность доводят до конца под медицинским наблюдением. Состояние ребенка регулярно отслеживают с помощью ультразвукового исследования, кардиотокографии.

    При ухудшении состояния ребенка проводят переливание донорской эритромассы через пуповину. Под контролем УЗИ прокалывают брюшную стенку матери, вводят катетер в пуповину, переливают до 30 мл резус-отрицательной крови.

    Родившегося малыша лечат фототерапией. Это облучение ультрафиолетом, который выводит излишки билирубина из кровотока. Проводят плазмаферез — очищение плазмы крови специальным аппаратом. Резусная несовместимость — довольно редкое явление. Наиболее опасна она при повторных беременностях. Приводит к разрушению эритроцитов плода и развитию гемолитической болезни. Лечение проводят путем переливания донорских эрироцитов внутриутробно и после рождения.

    Научный сотрудник Лаборатории профилактики нарушений репродуктивного здоровья работников НИИ Медицины труда им. Н.Ф. Измерова.

    Перинатальная энцефалопатия

    Перинатальная энцефалопатия – это различные поражения центральной нервной системы, возникшие в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде. Перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости ЦНС, двигательными нарушениями, гипертензионно-гидроцефальным, судорожным, вегето-висцеральным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Диагностика перинатальной энцефалопатии включает нейросонографию, допплерографию, МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ. Лечение перинатальной энцефалопатии предполагает проведение посиндромной медикаментозной терапии, повторных курсов массажа, ЛФК, логопедической коррекции.

    • Причины
    • Патогенез
    • Классификация
    • Симптомы перинатальной энцефалопатии
    • Диагностика
    • Лечение перинатальной энцефалопатии
    • Профилактика перинатальной энцефалопатии
    • Цены на лечение

    Общие сведения

    Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – мозговая дисфункция, вызванная гипоксическим, травматическим, инфекционным, токсико-метаболическим воздействием на ЦНС плода и новорожденного. Использование собирательного термина «перинатальная энцефалопатия» в детской неврологии и педиатрии обусловлено схожестью клинической картины, развивающейся при различных механизмах повреждения головного мозга. Поэтому, строго говоря, формулировка «перинатальная энцефалопатия» не является диагнозом и требует дальнейшего синдромологического анализа.

    В структуре патологии нервной системы детского возраста перинатальная энцефалопатия составляет более 60%. Последствия перинатальной энцефалопатии у детей могут варьировать от минимальной мозговой дисфункции и вегето-сосудистой дистонии до гидроцефалии, ДЦП и эпилепсии.

    Причины

    Ведущей причиной повреждения головного мозга плода и новорожденного в перинатальном периоде выступает внутриутробная гипоксия. Т. о., перинатальная энцефалопатия может являться следствием:

    • отягощенного соматического анамнеза беременной (пороки сердца, сахарный диабет, пиелонефрит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и др.);
    • неблагополучного протекания беременности (угроза выкидыша, внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь плода, гестоз, фетоплацентарная недостаточность);
    • патологических родов (узкий таз, преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.).
    • вредных привычек беременной (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ);
    • приема потенциально опасных для плода лекарственных препаратов;
    • профессиональных вредностей, экологического неблагополучия.

    Кроме этого, перинатальная гипоксическая энцефалопатия может развиваться и в первые дни после рождения, например, при синдроме дыхательных расстройств, врожденных пороках сердца, сепсисе новорожденных и т. д.

    Внутричерепные родовые травмы, как причина перинатальной энцефалопатии, главным образом связаны с механическим воздействием – использованием травмирующих плод акушерских пособий, родами в тазовом предлежании, неправильным вставлением головки, тракцией за головку и т. д.

    Патогенез

    Независимо от непосредственной причины, во всех случаях гипоксического поражения ЦНС пусковым механизмом служит недостаток кислорода. Другие дисметаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, гипо- или гипернатриемия, гипо-/ гипермагниемия, гипокальциемия) обычно возникают вслед за гипоксическим поражением ЦНС.

    Классификация

    В течении перинатальной энцефалопатии выделяют острый период (первый месяц жизни), ранний восстановительный (до 4-6 месяцев) и поздний восстановительный периоды (до 1-2-х лет) и период остаточных явлений.

    К основным клиническим синдромам перинатальной энцефалопатии относятся синдром двигательных расстройств, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (синдром гипервозбудимости), синдром угнетения ЦНС, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, вегето-висцеральный синдром.

    При определении степени тяжести перинатальной энцефалопатии учитывается оценка состояния новорожденного по шкале АПГАР:

    • легкая степень – 6 – 7 баллов. Проявлением легкой формы перинатальной энцефалопатии служит синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Недоношенные дети с легкой формой перинатальной энцефалопатии составляют группу повышенного риска по развитию судорожного синдрома.
    • среднетяжелая степень – 4 – 6 баллов. Перинатальная энцефалопатия обычно протекает с синдромом угнетения ЦНС и гипертензионно-гидроцефальным синдромом.
    • тяжелая степень – 1-4 балла. Тяжелая форма перинатальной энцефалопатии характеризуется прекоматозным или коматозным состоянием.

    Симптомы перинатальной энцефалопатии

    Ранние признаки перинатальной энцефалопатии могут быть выявлены неонатологом сразу после рождения ребенка. К ним относятся слабый или поздний крик новорожденного, длительный цианоз, отсутствие сосательного рефлекса, изменения двигательной активности и др.

    Клиника легкой формы перинатальной энцефалопатии включает повышенную спонтанную двигательную активность новорожденного, трудности засыпания, поверхностный беспокойный сон, частый плач, мышечную дистонию, тремор подбородка и конечностей. Перечисленные нарушения обычно обратимы и регрессируют в течение первого месяца жизни.

    Синдром угнетения ЦНС при среднетяжелой форме перинатальной энцефалопатии протекает с вялостью, гипорефлексией, гиподинамией, диффузной мышечной гипотонией. Типично наличие очаговых неврологических расстройств: анизокории, птоза, сходящегося косоглазия, нистагма, нарушения сосания и глотания, асимметрии носогубных складок, асимметрии сухожильно-надкостничных рефлексов. Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется напряжением и выбуханием большого родничка, расхождением швов, увеличением окружности головы, нарушением сна, пронзительными вскрикиваниями. Неврологические расстройства при среднетяжелой перинатальной энцефалопатии частично регрессируют к позднему восстановительному периоду.

    Тяжелая степень перинатальной энцефалопатии сопровождается адинамией, мышечной гипотонией вплоть до атонии, отсутствием врожденных рефлексов, реакции на болевые раздражители, горизонтальным и вертикальным нистагмом, аритмичным дыханием и пульсом, брадикардией, артериальной гипотонией, приступами судорог. Тяжелое состояние ребенка может сохраняться от нескольких недель до 2-х месяцев. Исходом тяжелой перинатальной энцефалопатии, как правило, является та или иная форма неврологической патологии.

    В раннем и позднем восстановительном периодах перинатальной энцефалопатии встречаются синдромы: церебрастенический (астеноневротический), двигательных нарушений, судорожный, вегегативно-висцеральный, гипертензионно-гидроцефальный.

    Синдром двигательных нарушений может проявляться мышечным гипо-, гипертонусом или дистонией, гиперкинезами, парезами и параличами. Астеноневротическому синдрому соответствуют нарушения сна, эмоциональная лабильность, двигательное беспокойство ребенка.

    Судорожный синдром в восстановительном периоде перинатальной энцефалопатии может выражаться не только непосредственно судорогами, но и мелкоамплитудным дрожанием, автоматическими жевательными движениями, кратковременной остановкой дыхания, спазмом глазных яблок и т. д.

    Вегето-висцеральная дисфункция при перинатальной энцефалопатии проявляется микроциркуляторными нарушениями (бледностью и мраморностью кожных покровов, преходящим акроцианозом, холодными конечностями), желудочно-кишечными дискинезиями (срыгиванием, диспепсией, кишечными коликами и др.), лабильностью сердечно-сосудистой системы (тахикардией, брадикардией, аритмией) и т. д.

    Исходом перинатальной энцефалопатии у детей может являться выздоровление, темповая задержка развития (ЗПР, ЗРР), минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), грубые органические поражения ЦНС (ДЦП, эпилепсия, олигофрения, прогрессирующая гидроцефалия).

    Диагностика

    Признаки перинатальной энцефалопатии обычно выявляются при осмотре и объективном обследовании ребенка педиатром или детским неврологом. При этом важно учитывать данные о течении беременности, родов, состоянии ребенка сразу после рождения. Однако для определения характера поражения головного мозга и оценки степени тяжести перинатальной энцефалопатии требуется проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

    В целях изучения показателей метаболизма проводится определение КОС и газового состава крови, уровня глюкозы, электролитов, анализ состава спинномозговой жидкости.

    Самую первую диагностическую информацию, позволяющую косвенным образом судить о наличии перинатальной энцефалопатии, получают с помощью ультразвукового исследования анатомических структур мозга – нейросонографии через большой родничок.

    Для уточнения гипоксически-ишемических изменений мозговой ткани, обнаруженных при НСГ, проводится КТ или МРТ головного мозга ребенку. С целью оценки кровоснабжения головного мозга выполняется допплерография сосудов шеи ребенку и дуплексное сканирование артерий головы. ЭЭГ ребенку представляет наибольшую ценность в диагностике перинатальной энцефалопатии, протекающей с судорожным синдромом. При необходимости обследование ребенка может дополняться ЭхоЭГ, РЭГ, электронейромиографией, рентгенографией шейного отдела позвоночника.

    Ребенку с перинатальной энцефалопатией необходима консультация окулиста с исследованием глазного дна. При задержке психического и речевого развития показана консультация детского психолога и логопеда.

    Лечение перинатальной энцефалопатии

    В остром периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией осуществляется в отделении патологии новорожденных. Ребенку показан щадящий режим, оксигенотерапия, при необходимости – зондовое питание.

    Медикаментозная терапия назначается с учетом преобладающих синдромов перинатальной энцефалопатии. Для уменьшения внутричерепной гипертензии проводится дегидратационная терапия (маннитол), вводятся кортикостероиды (преднизолон, дексаметазон и др.), выполняются лечебные спинномозговые пункции.

    С целью нормализации метаболизма нервной ткани и повышения ее устойчивости к гипоксии осуществляется инфузионная терапия – введение растворов глюкозы, калия, кальция, аскорбиновой кислоты, препаратов магния и т. д. Для борьбы с судорогами используется фенобарбитал, диазепам и др. В рамках терапии перинатальной энцефалопатии показано назначение препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга (винпоцетина, пирацетама, кортексина, депротеинизированного гемодеривата крови телят и др.).

    В восстановительном периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией, как правило, осуществляется амбулаторно или в условиях дневного стационара. Проводятся повторные курсы лекарственной терапии ноотропными препаратами и ангиопротекторами, лечебная физкультура, плавание, массаж, физиопроцедуры (амплипульстерапия, электрофорез), гомеопатическая терапии, фитотерапия, остеопатия.

    При нарушениях речи – ЗРР, синдромах алалии и дизартрии показаны коррекционные логопедические занятия.

    Профилактика перинатальной энцефалопатии

    Полное выздоровление, как исход легкой степени перинатальной энцефалопатии наступает у 20-30 % детей. В остальных случаях в резидуальном периоде развиваются те или иные неврологические синдромы. Серьезность последствий зависит от характера и тяжести повреждения, своевременности и полноты оказания лечебной помощи. Высокая пластичность ЦНС у детей обусловливает большой резерв для восстановления нарушенных функций в первые месяцы жизни, поэтому крайне важно начать лечение как можно раньше даже при минимальных проявлениях перинатальной энцефалопатии.

    Профилактика перинатальной энцефалопатии включает минимизацию факторов риска при беременности и родоразрешении. Основной задачей будущей мамы и акушеров-гинекологов на этапе ведения беременности служит предупреждение внутриутробной гипоксии, что может быть достигнуто терапией хронических заболеваний, коррекцией патологического течения беременности. Во время родов необходимо проводить профилактику интранатального травматизма плода.

    Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

    Елена Савосина
    Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

    Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

    При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

    Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

    Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

    В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

    В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

    Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

    1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

    Читайте также:  Симптомы инфекционного мононуклеоза у детей, лечение заболевания, последствия и профилактика

    2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

    3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

    4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

    5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

    6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

    7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

    8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

    Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

    Психолого – педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

    Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка» «Гимнастика мозга – ключ к развитию уникальности ребенка» «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей младшего возраста».

    Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему “Развитие мозга и его особенности”. Как известно, в начале.

    Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.

    Конспект НОД «Изготовление русского головного убора «Кокошник» Цели и задачи: -Знакомство детей с русским женским головным убором – кокошник; -Обучение изготовлению русского головного убора; -Учить.

    Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.

    Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР «День рождения Маркуса» Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР. Тема: «День рождения Маркуса».

    Консультация для родителей «Гимнастика мозга — путь к развитию способностей ребёнка» Консультация для родителей «ГИМНАСТИКА МОЗГА – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гимнастика для мозга в педагогике.

    Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.

    Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Кинезиология — гимнастика для мозга Статья для педагогов и родителей. Подготовила педагог ГБДОУ№32: Прокофьева И. Д. Санкт-Петербург 2019г. Методологическая.

    Резидуальная энцефалопатия у детей — что это такое: симптомы и лечение

    Резидуальная энцефалопатия сопровождается активным процессом отмирания клеток в центральной нервной системе. Заболевание имеет некоторые особенности в развитии и лечении.

    Данные нюансы отличают патологию от других типов энцефалопатии. Термин «резидуальный» обозначает «остаточный» недуг.

    Заболевание развивается на фоне других патологий и главным провоцирующим фактором является отсутствие полноценной терапии болезней, оказывающих негативное воздействие на головной мозг. Поэтому важно знать, что это такое — резидуальная энцефалопатия у детей.

    Каковы последствия фебрильных судорог у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Понятие и код по МКБ-10

    Резидуальная энцефалопатия представляет собой разновидность патологии головного мозга, при которой происходит гибель определенной группы нервных клеток без возможности их последующего восстановления.

    Самостоятельным заболеванием данный недуг не является.

    Развитие патологии происходит при неправильно подобранной или неполноценной терапии основной болезни, оказывающей негативное воздействие на головной мозг.

    Резидуальная энцефалопатия может развиваться стремительными темпами и провоцировать серьезные отклонения в работоспособности жизненно важных систем организма.

    Особенности заболевания:

    • симптомы резидуальной энцефалопатии могут проявиться спустя несколько лет после лечения основного заболевания;
    • по МКБ-10 патологии присвоен номер G93.4 — «неуточненная энцефалопатия».

    к содержанию ↑

    Резидуальная энцефалопатия перинатального генеза

    Резидуальная энцефалопатия перинатального генеза представляет собой отдельный вид патологии, который развивается в период вынашивания плода или в процессе родов.

    Диагноз ставится при возникновении недуга с 28 недели беременности до окончания первой недели жизни новорожденного ребенка. Провоцирующим фактором являются негативные воздействия и повреждение головного мозга.

    Риск развития резидуальной энцефалопатии перинатального генеза повышается при следующих факторах:

    • многоплодная беременность;
    • преждевременные или поздние роды;
    • возраст матери старше 40 или младше 20 лет;
    • отслойка плаценты при беременности;
    • прием сильнодействующих медикаментов в период вынашивания плода;
    • другие виды осложнений состояния женщины при беременности.

    к содержанию ↑

    Причины возникновения

    Резидуальная энцефалопатия развивается на фоне гибели нервных клеток головного мозга. Спровоцировать такое состояние могут многочисленные внешние и внутренние факторы, воздействующие на ребенка во внутриутробном периоде или после рождения.

    Выявление точной причины патологии в некоторых случаях затруднено. Для определения провоцирующего фактора проводится специальный комплекс обследования маленького пациента.

    Спровоцировать развитие резидуальной энцефалопатии могут следующие факторы:

    1. Наследственная предрасположенность.
    2. Последствия черепно-мозговых травм (независимо от возраста ребенка).
    3. Атеросклеротическое поражение сосудов головного мозга.
    4. Повышенный уровень билирубина и мочевины.
    5. Гипоксия плода при внутриутробном развитии.
    6. Негативное воздействие токсинов на плод или организма ребенка после рождения.
    7. Воспалительные процессы нервной ткани мозга.
    8. Последствия инфицирования плода.
    9. Нарушение мозгового кровообращения.
    10. Нестабильность артериального давления.
    11. Осложнения вегето-сосудистой дистонии.
    12. Осложнения вирусных и инфекционных заболеваний.

    к содержанию ↑

    Классификация патологии

    Резидуальная энцефалопатия может быть врожденной или приобретенной. В первом случае патология развивается в период внутриутробного формирования плода, во втором — возникает по причине определенных негативных факторов, воздействующих на организм ребенка после его рождения.

    По степени тяжести резидуальная энцефалопатия подразделяется на три категории. На начальном этапе развития патологии поражаются ткани мозга. При среднетяжелой степени клинические симптомы становятся более выраженными. Тяжелая форма сопровождается стойкими неврологическими расстройствами.

    Врожденная резидуальная энцефалопатия подразделяется на следующие виды:

    • аноксическая;
    • лучевая;
    • диабетическая;
    • метаболическая;
    • билирубиновая.

    к содержанию ↑

    Симптомы и признаки

    Симптоматика резидуальной энцефалопатии имеет некоторые особенности, отличающие ее от других форм данной патологии.

    На протяжении длительного времени заболевание может развиваться в скрытой форме.

    Например, если ребенок получил травму головы, в результате которой стали отмирать нервные клетки головного мозга, то проявиться энцефалопатия может спустя несколько лет после происшествия. Интенсивность признаков болезни зависит от степени прогрессирования патологического процесса.

    Признаками развития резидуальной энцефалопатии могут стать следующие состояния:

    1. Нарушение сна и капризность.
    2. Неадекватная реакция на различные раздражители.
    3. Нарушение памяти и интеллектуальных способностей.
    4. Регулярные приступы рвоты и тошноты.
    5. Отсутствие сосательного рефлекса в младенчестве.
    6. Гипертонус мышц.
    7. Нарушения двигательной активности.
    8. Выпученные глаза.
    9. Эмоциональная лабильность.
    10. Нарушение сердцебиения.
    11. Слабый или поздний крик при рождении.
    12. Общая слабость организма и апатия.
    13. Чрезмерная утомляемость.

    к содержанию ↑

    Осложнения и последствия

    Резидуальная энцефалопатия может оказать крайне негативное воздействие на все системы детского организма. Болезнь провоцирует нарушение работоспособности определенных отделов головного мозга, которые становятся причиной прогрессирования необратимых патологических процессов.

    Малыши, перенесшие в детстве данный недуг, отстают в физическом, умственном и речевом развитии. Дополнительно развиваются сложные заболевания, меняющие качество жизни и сокращающие жизненный цикл.

    Осложнениями резидуальной энцефалопатии могут стать следующие патологии:

    • церебральный паралич;
    • прогрессирующее слабоумие;
    • болезнь Паркинсона;
    • вегето-сосудистая дистония;
    • эпилепсия;
    • отставание в развитии.

    к содержанию ↑

    Диагностика

    Диагностика резидуальной энцефалопатии представляет собой сложный процесс, включающий в себя множество лабораторных и инструментальных методик обследования маленького пациента.

    На ранних этапах развития патологии ее симптоматика может развиваться в скрытой форме.

    Единственным способом выявления болезни является комплексное обследование головного мозга ребенка.

    При диагностике используются следующие процедуры:

    • электроэнцефалография;
    • МРТ головного мозга;
    • КТ головного мозга и внутренних органов;
    • общий анализ крови и мочи;
    • ядерно-магнитный резонанс;
    • ультразвуковая допплерография;
    • биохимический анализ крови и мочи;
    • пункция спинно-мозговой жидкости.

    к содержанию ↑

    Методы лечения и препараты

    При лечении резидуальной энцефалопатии используется несколько методик терапии. Для нормализации работы головного мозга ребенку назначаются специальные препараты.

    На втором этапе терапии используются процедуры, закрепляющие результат медикаментов (физиотерапия, ЛК, лечебный массаж и пр.). При наличии осложнений маленькому пациенту может понадобиться оперативное вмешательство.

    Лечение резидуальной энцефалопатии используются следующие средства:

    • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка;
    • противосудорожные средства;
    • медикаменты для улучшения мозгового кровообращения;
    • нестероидные противовоспалительные средства;
    • гормональные препараты;
    • средства для ускорения регенерации тканей мозга.

    к содержанию ↑

    Прогноз и возможность армейской службы при таком диагнозе

    Благоприятные прогнозы при резидуальной энцефалопатии возможны только при своевременной диагностике патологии и полноценном ее лечении. Важную роль играет общее состояние здоровья ребенка и причины, спровоцировавшие недуг.

    Резидуальная энцефалопатия не входит в перечень заболеваний, освобождающих от армейской службы, но запрет на призыв в армию может быть обусловлен осложнениями болезни.

    Например, если установлен диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия», то автоматически возникает исключение из рядов призывников.

    Профилактика

    Профилактические меры по предупреждению резидуальной энцефалопатии включают в себя элементарные правила ухода за ребенком и внимательное отношение к состоянию его здоровья, начиная с этапа внутриутробного развития.

    Если у женщины выявлены хронические заболевания, то перед зачатием необходимо пройти курс обследования, а также постараться предпринять меры предотвращения обострений патологий во время беременности.

    Рекомендации по предупреждению резидуальной энцефалопатии у детей:

    1. Регулярные обследования женщины во время беременности (плановые и внеплановые при возникновении тревожных симптомов).
    2. Своевременная и полноценная терапия заболеваний любой этиологии у ребенка (особенно вирусных и инфекционных болезней).
    3. Предотвращение черепно-мозговых травм у ребенка (в том числе родовых).
    4. Предупреждение стрессовых ситуаций и любого негативного воздействия на психику ребенка.
    5. С раннего возраста ребенок должен правильно питаться, проводить достаточное время на свежем воздухе, заниматься спортом.
    6. Соблюдение режима сна и бодрствования (исключение регулярного недосыпания ребенка, чрезмерной физической активности и пр.).
    7. Иммунную систему малыша надо укреплять с раннего возраста (при необходимости запас витаминов в организме надо восполнять специальными препаратами).

    Резидуальная энцефалопатия относится к числу опасных и трудноизлечимых заболеваний. Благоприятные прогнозы возможно только при ранней диагностике патологии и своевременном ее лечении. В противном случае устранить развивающиеся патологические процессы будет невозможно.

    Видео посвящено обзору такого заболевания, как резидуальная энцефалопатия:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

    Энцефалопатия у детей: виды, особенности, симптомы, осложнения и клинический прогноз

    1. Факторы развития заболевания
    2. Классификация и виды
    3. Тяжесть болезни
    4. По этиологическому фактору
    5. Перинатальная форма
    6. Приобретенная форма
    7. Клинические особенности и диагностика
    8. Лечебная тактика
    9. Профилактические меры
    10. Последствия и клинический прогноз
    Читайте также:  Удаление папиллом лазером: больно ли, процедуры после операции

    Факторы развития заболевания

    Энцефалопатия у детей в 45–50% развивается при осложненных родах

    В основе развития детской энцефалопатии лежит поражение тканей мозга из-за кислородной недостаточности и повышенной их чувствительности к токсинам. При кратковременной острой или длительной хронической гипоксии происходит необратимая гибель клеток, что приводит к нарушениям функции мозга различной тяжести. Спровоцировать тяжелую патологию у детей могут следующие факторы:

    • ранняя или поздняя беременность матери;
    • наследственная предрасположенность (тяжелое поражение ЦНС у близких родственников);
    • перенесенные инфекции на любом сроке гестации;
    • сложные роды, травмы ребенка во время родовспоможения;
    • глубокая недоношенность.

    Частым фактором появления энцефалопатии у детей являются длительное воздействие на плод тератогенных факторов (курение и алкоголизм, длительное медикаментозное лечение) и родовые травмы.

    Возникновение энцефалопатии возможно в позднем детском возрасте. В таком случае спровоцировать заболевание могут различные токсические факторы, тяжелые инфекции, травмы, некоторые прививки, в частности отечественные АКДС. Зная основные причины развития энцефалопатии, можно вовремя среагировать на изменения в состоянии ребенка и начать своевременное лечение.

    Классификация и виды

    Учитывая, что понятие энцефалопатии собирательное и означает целую группу заболеваний головного мозга с поражением нейронов, клиницисты используют классификацию по тяжести течения, природе и характеру возникновения.

    Эпилептическая энцефалопатия проявляется очень рано характерными эпизодами судорог

    Тяжесть болезни

    Тяжесть поражения нейронов исследуется только после рождения ребенка и делится на три стадии:

    • 0–I степень – характеризуется незначительными морфологическими изменениями по результатам инструментального исследования;
    • II степень – внешние признаки отсутствуют или проявляются незначительно, структурные изменения слабо выраженные;
    • III степень – клинические признаки явные, преимущественно неврологического характера, структурные изменения существенные.

    Стадия определяет и тяжесть патологии, при отсутствии лечения может легко переходить из одной в другую. Ранняя диагностика у новорожденного ребенка затруднена из-за отсутствия видимых нарушений в функции головного мозга. Подозревать энцефалопатию можно по характеру родов, оценке новорожденного по шкале Апгар, обвитию пуповиной.

    По этиологическому фактору

    Существует два основных типа заболевания, которые соответствуют механизму и течению патологии: перинатальная и приобретенная энцефалопатия.

    Перинатальная форма

    Перинатальная энцефалопатия – распространенная этиологическая форма патологического процесса, обозначающая внутриутробное церебральное поражение нервной системы плода по ряду причин. Понятие введено еще в 1976 году. Она развивается с III триместра беременности до 7–10-го дня жизни. Перинатальная форма диагностируется в первые месяцы жизни малыша. Выделяют следующие ее виды:

    • билирубиновая – основная причина заключается в отравлении нервных клеток билирубином из-за застоя желчи;
    • резидуальная энцефалопатия, когда истинную причину выяснить затруднительно, а первые симптомы проявляются намного позже, уже по мере гибели нервных клеток;
    • постгипоксическая ишемическая – возникает из-за закупорки сосудов и гипоксии;
    • эпилептическая – возникает при высокой судорожной активности;
    • транзиторная – эпизодическое нарушение мозгового кровообращения;
    • неуточненная форма – причины поражения остаются невыясненными, иногда это целый ряд различных негативных факторов.

    При возникновении патологии у новорожденных повышается риск развития судорожного синдрома в позднем возрасте. Резидуальная форма болезни требует особого внимания из-за скрытого течения и начала.

    Приобретенная форма

    Приобретенная, или вторичная, форма возникает на фоне тяжелых травм, отравлений, хронических метаболических процессов любой природы. Приобретенная форма чаще встречается у взрослых и пожилых людей. Классифицируется на посттравматическую, сосудистую, метаболическую, токсикогенную, дисциркуляторную. Выделяют энцефалопатию Вернике – опасное состояние, которое происходит при затяжном остром течении патологии.

    Все энцефалопатии вне зависимости от формы и возникновения диффузные, когда в патологический процесс вовлекаются все церебральные структуры. Приобретенная энцефалопатия может протекать в хронической или острой форме.

    Резидуальная энцефалопатия сопровождается активным прогрессирующим отмиранием клеток головного мозга без явных первоначальных признаков

    Клинические особенности и диагностика

    Первые симптомы проявляются еще с рождения ребенка, выражаются в нарушении аппетита, сна, чрезмерной плаксивости. Нередко у таких малышей до года развивается гидроцефалия – увеличение объема головы за счет скопления ликвора. Симптомы энцефалопатии при этом состоянии всегда яркие. У детей постарше наблюдаются различные фобии, нарушения памяти, бессонница, головные боли, артериальная гипертензия. Эпилептическая форма болезни рано проявляется характерными эпилептоидными приступами, особенно на фоне повышенной температуры, лечения цефалоспоринами.

    Диагностика заболевания основана на инструментальных методах исследования: МРТ, энцефалографии, компьютерной томографии. Огромное значение имеет клинический и жизненный анамнез, данные осмотра невропатолога, общеклинические исследования.

    Лечебная тактика

    В основе лечения детских энцефалопатий лежит устранение причин, приводящих к разрушению нейронов, а также восстановление структуры клеток. Схема консервативной терапии включает в себя следующие препараты:

    • нейропротекторы на синтетической или натуральной основе – препараты предупреждают дальнейшее разрушение, снижают агрессивное воздействие повреждающих факторов;
    • витамины группы B для улучшения метаболизма в нейронах, соединительной ткани и мозговых структурах;
    • средства для улучшения мозгового кровообращения, насыщения клеток кислородом;
    • седативные средства, транквилизаторы.

    На фоне медикаментозной терапии важно контролировать то, как головной мозг реагирует на лекарственные препараты. Огромное значение в успехе лечения играет охранительный режим, регулярные прогулки на свежем воздухе, организация оптимального режима питания, сна и бодрствования ребенка. Пациентам с энцефалопатией рекомендованы регулярные курсы массажа для улучшения кровотока, физиотерапия и лечебная гимнастика.

    Профилактические меры

    Предупредить развитие заболевания намного проще, чем лечить уже сформировавшееся поражение ЦНС и мозга. Профилактика энцефалопатий начинается еще с беременности женщины и заключается в следующих мероприятиях:

    • грамотное планирование предстоящей беременности;
    • контроль над состоянием здоровья, питанием во время беременности;
    • организация родового процесса, следование рекомендациям врачей во время родоразрешения.

    Для предупреждения энцефалопатии и дальнейшего ее развития при манифестной форме создается адекватная психоэмоциональная атмосфера в семье, детском коллективе, снижаются стрессовые факторы. Одновременно обращают внимание на качество питания детей до года и старше, организацию образа жизни, возрастного режима сна и бодрствования.

    Последствия и клинический прогноз

    Симптомы заболевания без адекватного лечения постоянно усугубляются, приводя к необратимым изменениям в структуре головного мозга

    Последствия могут быть ранними или поздними. Среди частых осложнений патологического процесса выделяют:

    • выраженную задержку психического, умственного, двигательного и речевого развития;
    • гидроцефалию в стадии компенсации;
    • мигренеподобные боли;
    • вегетососудистую дистонию.

    Наиболее серьезными осложнениями являются детский церебральный паралич, вегетативные пароксизмы, стойкие выраженные психоэмоциональные расстройства с тенденцией к развитию шизофрении, эпилепсия, тяжелая умственная отсталость.

    При ранней диагностике и длительном лечении на фоне умеренного поражения нейронов наблюдаются значительные улучшения в состоянии ребенка. Положительная динамика сомнительна при отсутствии лечения, при невозможности устранения агрессивного фактора, а также при существенном поражении клеток мозга.

    Прогноз перинатальной энцефалопатии зависит от объема и распространения патологического процесса. При остром течении развиваются необратимые изменения в головном мозге, вплоть до глубокой инвалидизации и гибели больного.

    Резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей и взрослых

    1. Причины возникновения 2. Как классифицировать патологию? 3. Клиническая картина 4. Симптомы у детей 5. Диагностика 6. Лечение 7. Лечение детей 8. Прогноз

    Среди неврологических патологий существует множество заболеваний. Некоторые из них настолько уникальны по своему патогенезу, что их невозможно причислить к какой-либо группе. Другие же наоборот в своем механизме развития имеют сходные черты, благодаря чему образуют некоторое подобие групп. Одной из таких групп, объединивших миелодеструктивные заболевания и является резидуальная энцефалопатия. Несмотря на то, что МКБ 10 не подразумевает отдельного кода для этой обширной патологии, среди практикующих неврологов понятие «резидуальная энцефалопатия» бытует с 50-60хх годов прошлого столетия и по-прежнему не сдает свои позиции.

    Резидуальная энцефалопатия – это гибель нейронов головного мозга вследствие остаточного воспалительного или травмирующего процесса, который был неправильно, недостаточно, не своевременно лечен, или вовсе остался без внимания.

    Подобный вид энцефалопатии возникает, если проводимое лечение не смогло полностью восстановить кровоснабжение и работоспособность клеток головного мозга.

    Причины возникновения

    Спровоцировать нарушения работы нейронов и их гибель, могут различные факторы и заболевания. Вот основные из них:

    Осложнения во время беременности и родов несут опасность не только для матери, но и для ребенка. Резидуальная энцефалопатия у детей встречается довольно часто, особенно, если неврологические симптомы не были диагностированы в первые несколько суток жизни ребенка.

    Как классифицировать патологию?

    Резидуальная энцефалопатия делится на врожденную и приобретенную.

    Классификация приобретенной резидуальной энцефалопатии более разнообразна и классифицируется исходя из причин, ее вызвавших:

    1. Лучевая.
    2. Метаболическая.
    3. Дисциркуляторная – патология возникает вследствие нарушения мозгового кровообращения.
    4. Атеросклеротическая.
    5. Токсическая.
    6. Билирубиновая – патологические изменения возникают из-за заболевания печени, при которых билирубин длительное время содержится в крови в высоких дозах.
    7. Диабетическая.
    8. Гипогликемическая – такое нарушение вызвано низким уровнем глюкозы крови, сохраняющимся в течение продолжительного времени.
    9. Посттравматическая
    10. Аноксическая, вызванная длительным кислородным голоданием вследствие нарушения кровотока в сосудах головного мозга.

    Клиническая картина

    Симптомы заболевания у ребенка и взрослого будут схожи. Однако диагностировать такое нарушение у ребенка первых 3-х лет жизни значительно сложнее.

    Резидуальная энцефалопатия у взрослого проявляется в виде вегетососудистых нарушений, частых головных болей, которые не снимаются обычными препаратами. Сопровождаются головокружением, нарушением концентрации и координации. Так же к головной боли может присоединяться тошнота и рвота, не приносящие облегчения.

    Еще один симптом – нарушение сознания, частые изменения эмоций, нехарактерная ранее для пациента возбудимость или наоборот пассивность. Больной человек может излишне остро реагировать даже на незначительные раздражители. Так же страдает и профессиональная деятельность: больному сложнее решать поставленные задачи, это требует от него больше усилий, и он значительно быстрее устает.

    Пациент быстро теряет интерес к работе, любимому хобби, даже к родным людям, уходит в себя, поддается депрессии. Частый симптом резидуальной энцефалопатии – потеря сознания. Особенно это должно насторожить тех, кто раньше никогда не сталкивался с подобной проблемой. Совокупность подобных явлений должна насторожить пациента, однако многие теряют критичность к своему состоянию. В таком случае на эти симптомы обращают внимание их близкие, но часто это бывает уже поздно.

    На более поздних этапах развития патологии речь больного становится невнятной, бессвязной. Человек отвечает невпопад или не может ответить на простейшие вопросы о личной жизни и профессиональных аспектах. Речь становится вязкой, слова не четкие. В крайне тяжелых случаях пациент не понимает, что заменяет слова на неподходящие, ему кажется, что он говорит правильно. Это связанно с патологическими изменениями головного мозга.

    Симптомы у детей

    Работать с ребенком значительно сложнее. Он не оценивает свое состояние, не может четко сформулировать жалобы и объяснить, где и как болит. Основной задачей родителей и невропатолога является правильная оценка состояния ребенка. Родители должны обращать внимание на изменения в поведении малыша, частые перепады настроения, рвоту после приема пищи и в промежутках между едой. Очень часто родители списывают жалобы ребенка на нежелание идти в школу или выполнять какую-то работу, однако если такие симптомы становятся частыми, малыша лучше показать специалисту.

    У ребенка с резидуальной энцефалопатией часто наблюдается задержка в психоэмоциональном развитии, такие детки позже сверстников овладевают речевыми навыками, и дается им это с большим трудом.

    Диагностика

    Поставить правильный диагноз сложно, во многом причина тому – позднее обращение за помощью. Патологический процесс может быть запущен рядом вышеуказанных факторов, но их могут не связать с симптомами, которые появились сейчас.

    Основной задачей невропатолога является правильно и очень подробно собрать анамнез жизни и заболевания, выяснить предшествующие явления. В случае с ребенком очень важно выяснить, как протекали беременность и роды у мамы.

    На первых этапах обследования больному проводят клинический и биохимический анализ крови, при необходимости бактериальные посевы крови и спинномозговой жидкости.

    Основными инструментальными исследованиями для постановки диагноза являются:

    1. МРТ.
    2. Энцефалограмма.
    3. Ядерно-магнитный резонанс.

    Лечение

    Современная медицина выделяет несколько основных направлений в лечении явлений резидуальной энцефалопатии:

    1. Оперативное.
    2. Консервативное.
    3. Лечебная гимнастика и массаж.
    4. Мануальная терапия и иглоукалывание.

    В любом случае, лечение должно быть сочетанным и направленным на выявление и лечение причины заболевания, а затем ее симптомов.

    Оперативное лечение применяют крайне редко, в основном в 3-х случаях, если заболевание вызвано травмой или развитием опухоли, удаление которой может привести к значительному улучшению состояния больного.

    В медикаментозном лечении используют поливитамины и микроэлементы, кортикостероиды, препараты, улучшающие метаболизм и кровоснабжение тканей головного мозга. Так же не стоит забывать и об этиотропном лечении.

    ЛФК, массаж и мануальная терапия относятся к восстанавливающим методикам и применяются для того чтобы облегчить явления заболевания у пациента и в комплексе с правильно подобранными препаратами дают высокий результат лечения.

    Лечение детей

    Особенностью лечения детей является более длительные курсы терапии. Обменные процессы у ребенка протекают значительно быстрее, что дает более высокие шансы на положительный результат, однако только в тех случаях, когда лечение проводят своевременно.

    Несмотря на то, что резидуальная энцефалопатия не имеет кода по МКБ 10, пациенты с таким заболеванием являются непригодными к воинской службе.

    Прогноз

    Если лечение начато на ранних стадиях, можно говорить о полном выздоровлении. В остальных случаях, как правило, стараются замедлить или хотя бы стабилизировать патологический процесс.

    В тяжелых случаях и без должного лечения пациент теряет трудоспособность, а заболевание приобретает необратимый характер. Наиболее тяжелые случаи могут трансформироваться в:

    • эпилепсию;
    • церебральный паралич;
    • мозговую дисфункцию;
    • гидроцефальные нарушения.
    Ссылка на основную публикацию