Синупрет, 1 шт., 100 мл, капли для приема внутрь

Синупрет: инструкция по применению

Состав

Драже1 драже
активные вещества:
горечавки корень (Gentiana lutea)6 мг
первоцвета цветки (Primula veris)18 мг
щавеля трава (Rumex acetosa)18 мг
бузины цветки (Sambucus nigra)18 мг
вербены трава (Verbena officinalis)18 мг
вспомогательные вещества: крахмал картофельный; кремния диоксид коллоидный; вода очищенная; лактозы моногидрат; желатин; сорбитол; кислота стеариновая
оболочка: кальция карбонат; глюкозы сироп; лак зеленый (Е104, Е132); лак желто-зеленый (Е104, Е132); магния оксид; крахмал кукурузный; декстрин; воск горный гликолевый; натрия карбонат безводный; метилметакрилата, диметиламиноэтилметакрилата и бутилметакрилата сополимер; повидон К25; масло касторовое; сахароза; шеллак; тальк; титана диоксид
Капли для приема внутрь100 г
активные вещества:
водно-спиртовой экстракт29 г
в него входят следующие виды лекарственного растительного сырья:
горечавки корень (Gentiana lutea)0,2 г
первоцвета цветки (Primula veris)0,6 г
щавеля трава (Rumex acetosa)0,6 г
бузины цветки (Sambucus nigra)0,6 г
вербены трава (Verbena officinalis)0,6 г
содержание этанола — 16–19 об.%
вспомогательные вещества: вода очищенная — 71 г

Описание лекарственной формы

Драже: круглые, двояковыпуклые, покрытые оболочкой зеленого цвета.

Капли для приема внутрь: прозрачная, желтовато-коричневая жидкость с ароматным запахом. Возможно легкое помутнение или выпадение незначительного осадка в процессе хранения.

Фармакодинамика

Оказывает секретолитическое, секретомоторное, противовоспалительное действие. Способствует оттоку экссудата из придаточных пазух носа и верхних дыхательных путей.

Показания

Острые и хронические синуситы, сопровождающиеся образованием вязкого секрета.

Противопоказания

Для всех лекарственных форм: повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Дополнительно для драже:

детский возраст (до 6 лет).

Дополнительно для капель для приема внутрь:

детский возраст (до 2 лет);

состояние после успешного антиалкогольного лечения.

С осторожностью: заболевания печени; эпилепсия; заболевания и травмы головного мозга (применение возможно только после консультации с врачом).

Применение при беременности и кормлении грудью

При беременности применение возможно только по назначению врача. Принимать капли Синупрет ® (содержит алкоголь) следует только при невозможности использования драже .

Препарат не рекомендуется принимать в период кормления грудью в связи с отсутствием опыта его клинического применения в этом случае.

Способ применения и дозы

Драже следует проглатывать целиком, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды; капли для приема внутрь предварительно необходимо развести в небольшом количестве воды.

Взрослым — по 2 драже или 50 капель 3 раза в сутки; детям от 2 до 6 лет — по 15 капель 3 раза в сутки; детям школьного возраста — по 25 капель или 1 драже 3 раза в сутки. Продолжительность лечения — 7–14 дней.

Если симптомы сохраняются более 7–14 дней или повторяются периодически, то необходимо проконсультироваться с врачом.

Побочные действия

Возможны аллергические реакции (кожная сыпь, покраснение кожи, зуд, ангионевротический отек, одышка). В очень редких случаях — появление боли в верхней части живота, тошноты.

При развитии побочных эффектов следует прекратить прием препарата и обратиться к врачу.

Передозировка

Для драже: возможно усиление выраженности побочного действия.

Для капель для приема внутрь: прием препарата в дозах, значительно превышающих терапевтические, может вызвать отравление алкоголем. В этом случае следует немедленно обратиться к врачу. При приеме содержимого целого флакона (100 мл) в организм попадает 16 г этилового спирта.

Взаимодействие

Комбинация с антибактериальными ЛС возможна и целесообразна.

Взаимодействие с другими ЛС до настоящего времени неизвестно.

Особые указания

В составе капель для приема внутрь содержится 16–19 об.% этанола.

При использовании флакона следует держать его в вертикальном положении.

Перед употреблением капли Синупрет ® взбалтывать.

В процессе хранения раствора возможно легкое помутнение или выпадение незначительного осадка, что не влияет на эффективность препарата.

Указание для больных сахарным диабетом: усваиваемые углеводы, содержащиеся в одном драже, составляют менее 0,03 ХЕ.

Влияние на способность управлять транспортными средствами и работать с механизмами. В случае применения в рекомендуемых дозах препарат не влияет на быстроту реакции при управлении транспортными средствами и механизмами.

Форма выпуска

Драже. В блистерах из фольги алюминиевой (нижняя часть) и пленки ПВХ/ПВДХ (верхняя часть) по 25 шт. В пачке картонной 2 или 4 блистера.

Капли для приема внутрь. Во флаконах темного стекла с дозирующим капельным устройством сверху, с навинчивающейся крышкой, предохранительным кольцом, по 100 мл. В пачке картонной 1 фл.

Синупрет

Состав

В состав драже Синупрет входят такие растительные компоненты: цветы первоцвета с чашечкой, корень генцианы, щавель, вербена, бузина. Также драже содержит дополнительные компоненты: коллоидный кремния диоксид, картофельный крахмал, воду, желатин, лактозы моногидрат, сорбитол, стеариновую кислоту.

В состав капель Синупрет входит водно-спиртовый экстракт из корня генцианы, щавель, цветы первоцвета с чашечкой, вербена, бузина. Капли содержат 19 об.% спирта.

В составе сиропа содержатся аналогичные активные компоненты, а также жидкий мальтит, ароматизатор вишневый и очищенная вода.

Форма выпуска

Лекарство выпускается в форме драже и капель, также производится сироп Синупрет.

Двояковыпуклые, круглые драже покрывает оболочка зеленого цвета. В упаковке — 50 драже.

Капли для орального применения прозрачные, желтовато-коричневые, имеют выраженный аромат. Капли содержатся во флаконе со специальным устройством для дозировки, по 100 мл. Допускается небольшой осадок или помутнение.

Сироп для детей имеет вишневый аромат, содержится во флаконах по 100 мл.

Фармакологическое действие

Аннотация свидетельствует, что препарат оказывает секретомоторное, секретолитическое и противовоспалительное влияние. Отмечается комплексное действие всех растительных компонентов, входящих в состав.

Вербена нормализует обмен веществ, улучшает состояние печени. Действует как тонизирующее, болеутоляющее, противовоспалительное, спазмолитическое, вяжущее средство. В составе средства Синупрет разжижает вязкий секрет, обеспечивает противоаллергическое влияние.

Первоцвет действует как седативное, отхаркивающее спазмолитическое средство. Под его влиянием активизируется секреторная активность, быстрее выводится мокрота.

Щавель оказывает антиаллергическое, ранозаживляющее, кровоостанавливающее, антисептическое и противовоспалительное действие.

Бузина черная обеспечивает потогонное, дезинфицирующее, противовоспалительное влияние. В составе лекарства снимает отеки слизистых оболочек.

Генциана обеспечивает стимуляцию секреции, активизирует продукцию желчи, увеличивает аппетит.

Таким образом, обеспечивается комплексный эффект, отчего лекарство снижает вязкость мокроты, устраняет спазм бронхов, стимулирует иммунитет, действует как противовирусное и противовоспалительное средство. Под его воздействием снижается заложенность носа, облегчается процесс отхождения слизи, мокроты, устраняется мукостаз.

В процессе лечения снижается отечность тканей, восстанавливается вентиляция и дренаж синусов. Также нормализуется защитная функция эпителия дыхательных путей.

При совместном приеме Синупрет усиливает эффективность лечения антибиотиками.

Фармакокинетика и фармакодинамика

Нет описания фармакокинетики и фармакодинамики ЛС Синупрет.

Показания к применению Синупрета

Принимать средство нужно только, если у пациента есть показания к применению Синупрета. Целесообразно применение лекарства при воспалительных болезнях околоносовых пазух, как острых, так и хронических. В частности, практикуется лечение гайморита, также Синупрет принимают при синусите, при аденоидах.

Побочные действия

В отдельных случаях в процессе лечения наблюдались побочные эффекты со стороны органов пищеварения – боль в животе, тошнота, рвота. Также отмечалось развитие аллергических реакций в виде высыпаний на коже, зуда и покраснения кожи. Редко развиваются тяжелые аллергические проявления в виде одышки, припухлости лица, ангионевротического отека.

Инструкция по применению Синупрета (Способ и дозировка)

Капли Синупрет, инструкция по применению

Следует учесть, что капли в нос не закапываются, их нужно принимать перорально. Взрослые люди и дети после 12 лет должны пить по 50 капель ЛС трижды в день. Дети в возрасте от 6 до 11 лет должны пить по 25 капель трижды в день.

Детям от 2 до 5 лет лекарство назначают по 15 капель 3 раза в сутки.

Инструкция по применению для детей Синупрета предусматривает, что капли нужно разводить, взрослые должны пить препарат неразведенным.

Таблетки Синупрет, инструкция по применению

Синупрет в таблетках взрослым людям и детям после 12 лет нужно пить по 2 шт. три раза в сутки, не имеет значения, до еды или после еды.

Детям от 6 до 12 лет показано пить по 1 драже 3 раза в сутки.

Детям до 6 лет таблетки от насморка Синупрет не назначают.

Сироп Синупрет, инструкция по применению

Сироп назначают в основном детям. Если средство пьют взрослые или дети после 12 лет, им показан прием 7 мл средства трижды в день.

Детям от 6 до 11 лет показано пить 3,5 мл средства 3 раза в день.

Детям от 2 до 5 лет лекарство назначают по 2,1 мл сиропа 3 раза в сутки.

Сироп нужно взбалтывать перед приемом, при необходимости можно развести дозу в 1 ст. л. воды.

Прием любой из форм лекарства продолжается на протяжении 1-2 недель. Если улучшения не наблюдается, стоит проконсультироваться с доктором.

Синупрет при гайморите принимают по той схеме, которую назначает врач. При гайморите следует четко придерживаться назначенной дозировки и принимать средство под контролем специалиста.

Подробнее узнать, для чего применяют Синупрет, как пить капли, сироп, таблетки Синупрет, от чего они, можно у врача.

Противопоказания

Лекарство нельзя применять при высокой чувствительности к его компонентам. Его не назначают детям до 2-летнего возраста.

Капли Синупрет, а также сироп нельзя применять при таких состояниях и болезнях:

Синупрет в таблетках нельзя применять при следующих болезнях и состояниях:

Что лучше – капли или таблетки, должен определять специалист в каждом конкретном случае.

Передозировка

Нет данных о передозировке этого препарата. В случае приема слишком больших доз Синупрета могут усилиться побочные эффекты. В таком случае практикуется симптоматическая терапия.

Взаимодействие

Целесообразно комбинировать прием антибиотиков и средства Синупрет. Как принимать лекарства в такой комбинации, зависит от назначения врача.

Нет данных о развитии негативных проявлений при комбинации с другими лекарствами.

Не рекомендован прием алкоголя в процессе лечения Синупретом.

Условия продажи

Купить Синупрет можно без рецепта.

Условия хранения

Нужно хранить лекарство в его оригинальной упаковке, температура хранения – не больше 30°С. Если флакон был открыт, можно применять сироп на протяжении 6 месяцев после этого, а капли – на протяжении 3 месяцев.

Срок годности

Срок годности — 3 года.

Особые указания

Следует учитывать, что в составе средства есть этанол, 16.0-19.0% объема.

Готовя капли для приема внутрь, следует держать флакон вертикально, перед тем взболтав его.

Следует учитывать, что капли в нос закапывать нельзя.

Перед тем, как принимать таблетки Синупрет от гайморита, людям с диабетом нужно учесть, что в 1 драже содержится меньше 0.03 ХЕ.

На способность водить транспорт или работать с точными механизмами не влияет.

Иногда практикуются ингаляции с Синупретом для детей. При использовании этого средства для ингаляций важно обязательно советоваться с педиатром.

Синдром рассеянного внимания: причины, симптомы, лечение

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Рассеянное внимание – одна из форм невнимания, при которой человеку сложно сконцентрировать внимание.

Патогенез развития и симптоматика может разниться в зависимости от характера заболевания.

Код по МКБ-10

Причины рассеянного внимания

Причины рассеянного внимания не обусловлены генетической предрасположенностью, заболевание приобретается в течение жизни пациента. Данная патология может возникать по разным причинам, поскольку не относится к разряду нозоспецифических. Среди основных причин выделяют:

Таким образом, факторами риска являются отсутствие режима дня, трудоемкая и длительная работа, заболевания психики. Точная причина неизвестна, однако установлено, что воспитание, условия проживания, работы или обучения на развитие рассеянного внимания не влияют.

В случае, если рассеянное внимание было диагностировано в детском возрасте, его симптомы могут проявляться и позже. Согласно статистике, 4% детей в возрасте от 6 до 17 лет имеют данный симптом, 60% из них испытывают трудности с концентрацией внимания во взрослом возрасте. Среди пациентов старше 18 лет у 5% пациентов диагностируют данную патологию. Она может быть как приобретенной в старшем возрасте, так и являться следствием такого расстройства в детстве. Считается, что мальчики более подвержены рассеянному вниманию в детском возрасте, нежели девочки. Рассеянное внимание у взрослых проявляется равномерно у обоих полов.

[1], [2], [3], [4]

Симптомы

Синдром рассеянного внимания имеет разную симптоматику в зависимости от вида заболевания и индивидуальных особенностей пациента. Объединяют все виды первые признаки синдрома, когда человеку сложно сконцентрировать внимание на определенной деятельности или предмете.

Выделяют 6 видов синдрома.

  1. Невнимание истинное, либо рассеяние. Данное состояние практически тождественно прострации. Причинами чаще всего является депривация сна, монотонный труд, усталость. Подвидом истинного невнимания является дорожный гипноз, который проявляется у водителей во время длительного вождения машины и заключается в ощущении провала во времени.
  1. Ученическая рассеянность внимания. Рассеянное внимание у школьника проявляется при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, при других психопатологиях.
  1. Старческая рассеянность внимания. Встречается у пожилых пациентов. Причиной является рассеянная концентрация и внимание при этом является недостаточно сосредоточенным.
  2. Когнитивное невнимание, или избирательное. Данный вид моторного невнимания проявляется относительно таких вещей, как привычная внешняя среда, пульс, звук часов.
  3. Мотивационно-обусловленная рассеянность внимания. Описана З. Фрейдом, проявляется в случаях, когда человек прикладывает усилия для отвлечения от определенных явлений, людей, предметов.
  4. Мнимое рассеянное внимание. Данный вид невнимания является следствием внутренней концентрации. Существует 3 подвида мнимого невнимания:

Диагностика рассеянного внимания

Диагностика рассеянного внимания происходит путем наблюдения за пациентом в случае, если в течение 6 месяцев наблюдаются определенные симптомы. Впоследствии пациенту могут предложить пройти некоторые тесты.

У детей синдром диагностируется через:

У взрослых синдром диагностируется через общие показания пациента относительно тревожащих симптомов и полную диагностику. Следует отметить, что взрослые пациенты пренебрегают симптомами и не обращаются к специалистам, что делать при рассеянном внимании не рекомендуется из-за возможных негативных последствий.

[5], [6], [7], [8]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика проводится для определения точной этиологии, поскольку причиной проявления могут быть депрессия, эпилепсия, травмы головы, СДВГ (у детей) и другие патологии.

[9], [10], [11], [12]

Лечение рассеянного внимания

Лечение определяет специалист, исходя из конкретных симптомов и особенностей. Основным видом лечения считается психологическая коррекция. Самовольно использовать любые средства категорически запрещается.

Лечение рассеянного внимания при помощи лекарств подразумевает использование таких медикаментов, как:

Назначают исключительно при средней или тяжелой степени развития болезни.

Одним из средств, который может назначить специалист, является Аддералл (Аддерол). В основном используется при синдроме дефицита внимания и гиперактивности и нарколепсии. Относится к фармакологической группе амфетаминовых психостимуляторов. Обычно препарат запивают стаканом воды, а назначают прием в первой половине дня, однако точную дозировку определяет специалист. Категорически запрещено отклоняться от назначенной меры, поскольку среди побочных эффектов наблюдается развитие зависимости, аллергические реакции, тревожность, цефалгия, расстройства кишечника, бессонница. Категорически запрещен прием Аддералла при атеросклерозе, гипертонии и иных сердечно-сосудистых заболеваниях, глаукоме, наркотической или алкогольной зависимости.

Читайте также:  Момат мазь инструкция по применению, аналоги, состав, показания

При рассеянном внимании, вызванном СДВГ, часто назначают симпатомиметический препарат центрального воздействия Страттера. Данный медикамент может быть назначен пациентам всех возрастных групп старше 6 лет. Противопоказаниями являются пороки сердца, глаукома, гиперчувствительность к компонентам. Побочными эффектами бывают расстройства пищеварительной, центральной нервной, мочевыделительной и сердечно-сосудистой систем, ухудшение зрения и кожи. Назначают прием препарата 1 раз в сутки или 2 раза при условии деления дневной дозы наполовину. Рекомендуют прием дозами от 80 до 120 (максимум) миллиграмм.

Данные медикаменты помогают в случаях, когда причина рассеянного внимания связана с депрессией. Следует отметить, что антидепрессанты являются не такими действенными относительно улучшения сосредоточенности внимания, однако при депрессии или тревожном расстройстве способны устранить непосредственно причину.

Так, сравнительно легким для восприятия организмом препаратом является Флуоксетин. Препарат принимают курсом в течение 3-4 недель по 1 капсуле раз в день, преимущественно утром. Флуоксетин запрещено принимать при беременности и лактации, почечной или печеночной недостаточности, склонности к самоубийству. Предельно осторожно назначают данный препарат при эпилепсии, диабете, заболевании Паркинсона. Также можно отметить Мапротилин. Препарат принимают 3 раза в сутки по 50 миллиграмм. Запрещено употреблять средство при глаукоме, патологиях почек и печени, аденоме предстательной железы. Возможны побочные эффекты в виде аллергии, тахикардии, расстройства кишечника, проблем со зрением.

Эффективным препаратом является Энцефабол. Данное средство относится к препаратам, которые нормализуют обменные процессы в тканях мозга. Энцефабол в таблетках назначают по 2 таблетки 3 раза в день. Препарат следует запивать водой. Противопоказаниями являются беременность и лактация, непереносимость пиритинола и фруктозы.

Дополнительно назначают витамины в виде поливитаминных комплексов и физиотерапевтическое лечение.

В качестве вспомогательной терапии можно использовать лечение травами. Так, наиболее эффективными считаются мелисса, буквица, боярышник, северный проломник. Также используют народное лечение:

  1. Сушеный корень рябины настаивают в течение 4-6 часов в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают настой, равномерно распределив вышеуказанную дозу для употребления в течение дня, через полчаса после каждого приема пищи. Курс лечения 1 месяц.
  2. Сосновые почки настаивают в кипятке исходя из пропорции 1 ст. л. корня на 200 мл воды. Принимают в течение дня равномерное количество настоя после еды. Противопоказанием являются патологии почек.
  3. Равномерно смешанные свежие соки моркови и свеклы употребляют 3 раза в сутки после еды.
  4. Считается, что помогает вдыхание ароматов эфирных масел розмарина, мяты, эвкалипта, базилика.

При обращении к гомеопатии рекомендуется обратить внимание на такие препараты:

Противопоказаниями является гиперчувствительность к препаратам.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Варламова Дарья

Проблемы с концентрацией — настоящий бич современного общества: все больше людей жалуются на быструю утомляемость, отвлекаемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Это может быть как следствием многозадачности и информационных перегрузок, так и проявлением специфического психического расстройства — синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Теории и практики» попытались разобраться, что такое СДВГ и как с ним справиться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство. Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а , ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы — а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии. Гипотеза впоследствии подтвердилась — хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин — психостимулятор, производный от амфетамина. Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить. Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х — и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х — создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков. Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами. Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их : стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами — история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью. Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков. Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

На что похожа жизнь человека с СДВГ

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями. Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго — такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу. При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности — предвидеть даже ближайшие последствия своих действий. Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя — он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Читайте также:  Цинковая мазь для детей: инструкция для грудничков и новорожденных, помощь при диатезе и опрелостях, эффективность и отзывы

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой — но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии. Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на странную прихоть — все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело — современная наука выделяет три разновидности расстройства:

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита вниманиягиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство? Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику — если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор — если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз — 30%. Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга — в частности, с балансом допамина и норадреналина. Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга — то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет «медленным мышлением»). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина — поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты. Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин). Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты. Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть здесь)

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин, гуанфацин или трициклики.

Психотерапия. Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством — а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации — принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона — скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и . Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

Что читать по теме

Поскольку западная психиатрия интересуется СДВГ намного больше, чем российская, изучать информацию о расстройстве лучше всего в англоязычных источниках. Именно там можно найти ответы на самые разные вопросы — начиная от питания и заканчивая тем, что делать, если самый талантливый специалист в вашей фирме срывает дедлайны из-за расстройства. Вот несколько полезных ресурсов и статей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Что такое СДВГ у детей

СДВГ – это заболевание нервной системы, неврологическо-поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Этой проблемой занимается детская психиатрия.

– Это словосочетание часто употребляют и педагоги, и родители, оно стало популярным. В этой связи хочется напомнить, что это медицинский термин. Это касается вопросов детской психиатрии, ставит его детский психиатр при нейропсихологическом диагностическом обследовании. Ребенка диагностируют, и только тогда, когда подтверждается расстройство нервной системы, начинается коррекция, рассказывает Елена Разумовская.

Причины СДВГ у детей

«К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что за последние 10 лет количество деток с диагнозом СДВГ растет. Поступают жалобы от родителей и педагогов.

1. Проблемы перинатального периода. Когда мамочка вынашивает 9 месяцев ребенка, в ее жизни могут происходить определенные события, которые связаны безусловно с ее эмоционально-стрессовым состоянием. Например, она стрессует из-за незапланированной беременности, отторжения супругом ребенка и даже отторжения ребенка матерью, но по каким-либо причинам она оставляет ребенка в живых и вынашивает его до конца. Когда малыш (эмбрион) испытывает вот такое отторжение, это уже ведет к определенным эмоциональным последствиям ребенка, потому что, начиная с третьего дня беременности, у малыша формируется нервная система и головной мозг.

2. Родовые травмы. Эти причины отражаются на нервной системе ребенка, а после ведут к СДВГ.

3. Проблемы у самих родителей. К примеру, наркотическая зависимость у отца. Даже если прошло несколько лет после их употребления, это влечет за собой последствия, связанные с нервной системой ребенка. Здоровье нужно беречь смолоду», – поясняет Елена Разумовская.

Симптомы СДВГ у детей

Этот синдром характерен в возрасте от 3 до 12 лет. Специалист делит их на 2 группы:

От 3 до 6 лет;

«Синдром характеризуется не только гиперактивностью, но и агрессией по отношению к внешнему миру. Всякий раз, когда дошколят приводят ко мне на консультацию и коррекционную работу, я всегда наблюдаю у таких детей агрессивную реакцию. Как только им начинаешь не позволять, запрещать, каким-либо образом ограничивать, эти дети всегда начинают проявлять повышенную агрессию. Поначалу это может выглядеть в виде капризов, истерик, но порой это доходит до физических агрессивных реакций. Ребенок с СДВГ в возрасте от 3 до 6 лет неаккуратен: он бросает и ломает вещи, игрушки, различные предметы. Он не задумывается о последствиях и не думает, что это может причинить кому-то или чему-то вред.

Для СДВГ также характерна чрезмерная энергичность во время игр, которая порой носит разрушительный характер. Например, ребенок заигрывается и, совершенно не думая, может нанести удары другому ребенку.

Сюда же относят излишнюю болтливость, ребенок неугомонный, задает много вопросов. Причем его речь может быть хаотичной. В этой связи я также хочу отметить, что до сегодняшнего дня спорным остается вопрос об уровне развития интеллектуальных способностей. Есть детки с СДВГ, у которых уровень интеллектуального мышления несколько снижен по сравнению со средним уровнем. А есть детки с СДВГ, у которых он наоборот выше среднего уровня. По своему опыту могу сказать, что с ними работать гораздо сложнее по той причине, что они требуют какой-то четкой аргументации. Просто уговорить не получится. Ты никогда не будешь в авторитете, если не поддерживаешь диалог на равных с ним.

Дети с СДВГ очень часто спорят, у них завышена планка требований, они не признают отказов, что тоже вызывает агрессию. Они шумные, крикливые, часто перебивают других людей и никого не слушают.

У таких детей сильная раздражительность, ребенок не послушен, он практически не подчиняется никаким требованиям родителей, делает все наперекор. Часто такие дела из-за синдрома попадают в опасные ситуации и получают травмы. Это происходит из-за двигательной неловкости – это один из ярких симптомов, которые мы можем наблюдать не невербальном уровне. Речь часто у таких детей нарушена, скомканная, ребенок не успевает проконтролировать смысл, который он хочет донести до собеседника. Это обычно характеризуется у тех, чей уровень интеллектуального мышления ниже среднего. Если же он наоборот выше среднего, и ребенок достаточно талантлив, то в данном случае речь его тоже будет несколько скомканной, но по другой причине – у него настолько быстро протекают мыслительные процессы, что он не может успеть выдать ту информацию до конца, как его мысли перескакивают на другие темы, детали», – рассказывает клинический психолог.

От 7 до 12 лет:

Лечение СДВГ у детей

«Есть три фундаментальных способа лечения СДВГ:

1. Фармакологический
. В этом случае детский психиатр назначает медикаментозное лечение, которое поможет снять с ребенка эмоциональную неустойчивость, гиперактивность. Это препараты, направленные на подавление передачи нейронных импульсов для того, чтобы ребенок был более спокоен;

2. Метод онтогенетического замещения. Подходит тогда, когда мы наблюдаем ребенка, у которого уже на привычном поведенческом уровне сформированы привычные формы реагирования на ситуации, обстоятельства, конкретных людей. Он не может уже запустить некую интеллектуальную программу и проконтролировать ее выполнение до конца. Соответственно данный метод направлен на то, чтобы вернуться назад, в тот период времени, когда формировались нейронные связи и заменить привычные формы реагирования на более эффективные.

3. Когнитивная терапия (поведенческая терапия) – тогда, когда мы формируем у ребенка новые привычки.

Когда ко мне обращаются родители с детьми с СДВГ, я делю коррекционные занятия на три основных блока:

Первый блок вопрос национального интеллекта, чтобы ребенок начал осмысливать первопричины своих реакций, чувств, чтобы он мог контролировать свои действия;

Второй блок – работа над мышечным гипертонусом, которым часто страдают дети с СДВГ;

Третий блок – работа с замещением каких-либо привычных форм поведений на новую форму поведения. В зависимости от возрастных групп, третий блок выстраивается либо на интеллектуальном уровне, либо – на игровом», – констатирует специалист.

Диагностика

Народные средства

Профилактика СДВГ у детей

«Профилактики СДВГ быть не может, потому что такой синдром нельзя предугадать. Его может вызвать и инфекция во время беременности, и интоксикация, и употребление родителем наркотических средств когда-то давно. Поэтому в данном случае профилактика – это поменьше стресса во время беременности, здоровый отец и мать, о здоровье, к слову, нужно задуматься уже с подросткового возраста.

Методы профилактики, которые можно использовать с точки зрения повышения исполнительной функции и контроля у ребенка с СДВГ – это система воспитания. Например, введение семейных правил, которые в будущем помогут контролировать себя, свои действия.

Хочется отметить, что СДВГ – это синдром, который будет сопровождать на протяжении всей жизни. Но если мы говорим с точки зрения гиперактивности, она имеет динамику снижения ближе к подростковому возрасту. Если говорим о дефиците внимания, он динамики снижения не имеет. В отдельных случаях может и после подросткового возраста, у взрослых людей может даже прогрессировать», – говорит детский нейропсихолог.

Популярные вопросы и ответы

Чем полезен спорт при СДВГ?

Необходимо ли обращаться к психологу при СДВГ?

Какие есть мифы о СДВГ?

Первый миф – СДВГ нарушает восприятие. Восприятие у деток, страдающих СДВГ, обостренное. У них как раз проблема в том, что они воспринимают все. И как раз «прыгание» мыслей зависит от того, что они воспринимают. Это могут быть визуальные образы – картинки, люди, ситуации. Точно также на аудиоканале: ребенок будет слышать звуки, неважно, какие: голос за окном, шум из соседней квартиры. И на все это он будет реагировать очень быстро и, естественно, с любопытством. Миф, что восприятие нарушается, не совсем верен. Восприятие имеет характерную особенность неудержания, то есть в зависимости от того, что попадает на сенсорный канал, ребенок очень быстро реагирует. Поэтому восприятие характеризуется некой неустойчивостью. Если, допустим, ребенок начальной школы сидит на уроке, он не может воспринимать обучающий материал с точки зрения своей нетерпеливости. Ему сложно усидеть длительное время на одном месте и воспринимать одну и ту же информацию. У него восприятие беглое, реактивное, поэтому в этом случае любые отвлекающие моменты будут отражаться на восприятии. Но восприятие как психический процесс – сохранно. Неустойчиво, но сохранно.

Читайте также:  Прыщи и другие высыпания на лобке мужчин и женщин: причины, какие это болезни, лечение

Второй миф – дети с СДВГ имеют отклонения в понимании. При нейропсихологическом обследовании ребенка, который имеет СДВГ, необходимо провести уровень развития интеллектуальных способностей, уровень развития мышления. Мышление тоже бывает разных видов – у деток постарше абстрактное, логическое, есть аналитика, есть логика. Поэтому мышление само по себе как IQ лишь говорит об уровне мыслительных процессов. А вот в зависимости от того, какое мышление преобладает – это уже индивидуальные особенности. Например, у нас есть дети, обладающие творческим мышлением, они имеют более богатое воображение. Если мы рассматриваем техническую направленность, то она проявляется у ребенка любого возраста в виде каких-то склонностей, интересов. Поэтому в данном случае, если мы говорим о нарушении понимания, как о мифе СДВГ, в первую очередь надо говорить о том, насколько развит интеллект. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности все прекрасно понимают. Вопрос в другом – они не могут выполнять. Например, когда родитель или педагог дает какое-то задание, детям сложно сосредоточиться. И когда родители обращаются с запросом, что ребенок их не понимает, я всегда стараюсь переубедить родителей, проведя предварительное обследование и понимая, на каком уровне развития находится интеллектуальное развитие мышления, в том, что ребенок их понимает, ему просто сложно выполнять такое задание в силу определенных специфических нейронных связей, которые характерны для детей СДВГ.

Третий миф – дети с СДВГ не больные, а разбалованные. СДВГ – это психическое расстройство, и дети с СДВГ наблюдаются у детского психиатра, в том числе принимая фармакологическое лечение. Здесь имеет место перегрузка эмоциональной сферы.

Четвертый миф – чтобы успокоить ребенка, нужен ремень. Физическое насилие данной проблемы не решит. Как говорилось ранее, дети с СДВГ очень агрессивны, и они на все варианты давления и ограничения воспринимают очень обостренно, на любое давление они будут реагировать сопротивлением.

Пятый миф – таким детям не место в нормальной школе. Здесь нужно ответить с точки зрения статистики. Если ребенок с СВДГ в классе один среди 15 человек, то педагог должен с ним справиться. Но если таких детей в процентном соотношении более чем треть, педагог может просто не справиться, потому что будут драки, ссоры, каждый будет пытаться привлечь внимание к себе. Такие дети, обладая уровнем интеллекта на уровне средней статистической нормы по возрастным критериям, имеют полное право заниматься на равных с такими детками, как и он. Если помещать детей с СДВГ в отдельный класс, их должно быть не более пяти.

Шестой миф – дети смотрят телевизор, сидят в гаджетах и поэтому становятся агрессивными. На самом деле ни телевидение, ни компьютерные игры СДВГ не порождают, но необходимо уточнить, что если у ребенка есть СДВГ, нужно снижать нагрузку со стороны компьютерных игр, ТВ. Потому что когда ребенок воспринимается с экрана что-то яркое и событийное, он будет реагировать очень ярко и бурно, вплоть до агрессии.

Седьмой миф – у детей, имеющих СДВГ, низкий интеллектуальный уровень развития. Этот миф касается педагогов. Почти все педагоги считают детей с СДВГ детьми с низким интеллектуальным уровнем развития. Это совершенно не так. Прежде чем делать такие выводы, нужно провести нейропсихологическое обследование, его результаты уже скажут об уровне развития интеллекта.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ – характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

– СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
– Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
– Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

– Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
– Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
– Ведите список важных дел.
– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

– Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
– Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
– При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

– Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
– Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
– Не вступайте в споры с ребенком.
– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *